Про ВТО и хлеб наш насущный
Вопросы продовольственной безопасности регулярно поднимаются на заседаниях Тюменской областной Думы. Депутатов, в частности, заинтересовал вопрос: а не используют ли местные производители продуктов питания генетически модифицированную сою?
Сделали запрос в Роспотребнадзор по Тюменской области. Получили официальный ответ, что тюменские аграрии закупают сою в Хабаровском крае. Там она, опять же по официальным данным, производится без ГМО…
Однако на самом деле беспокоиться есть о чем. В настоящее время 90 процентов всей сои (по некоторым источникам, даже 98) — генномодифицированные. Есть и другие продукты из «группы риска» — кукуруза, рис, пшеница, томаты, кабачки, свекла, клубника.
На российском рынке такая продукция появилась в 90-е годы. В настоящее время в России разрешенными являются 17 линий ГМ-культур (семь — кукурузы, три — сои, три — картофеля, две — риса и т.д.) и пять видов микроорганизмов. Наиболее распространенной добавкой считается соя.
Вроде бы разрешенных сортов мало, но добавляются они во многие продукты. ГМ-компоненты встречаются в хлебобулочных изделиях, мясных и молочных продуктах. Много их и в детском питании.
Споры о том, вредны ли ГМО, ведутся с самого начала экспериментов — они начались в США в 80-е годы прошлого века. Комиссия Государственной экологической экспертизы по оценке безопасности ГМ-культур, работающая в рамках закона РФ «Об экологической экспертизе», не признала ни одну из представленных для утверждения линий безопасной. Поэтому в России выращивание ГМ-культур официально запрещено, а вот импорт генетически модифицированных продуктов — разрешен.
В прошлом году наша страна вступила во Всемирную торговую организацию. Основное условие работы в ней — равные возможности доступа на рынок для товаров всех производителей.
Смогут ли российские продукты питания, производимые без использования генетически модифицированных организмов, а следовательно, более дорогие, конкурировать с импортными? За ответом на этот вопрос мы отправились в НИИ Северного Зауралья. Здесь ученые занимаются выведением новых сортов зерновых и картофеля.
— Мы не боимся конкуренции с генетически модифицированными продуктами, — успокоил руководитель селекционного центра Владимир Новохатин. — ГМО хоть и превосходят наши сорта по продуктивности при благоприятных условиях, но зато не так хорошо адаптированы к местному климату. Если ориентироваться не на один урожай, а смотреть немного вперед, сеять зерновые без ГМО выгоднее.
Новохатин рассказал, что в настоящее время почти 80 процентов пшеницы в Тюменской области выращивается из сортов, полученных селекционерами НИИ Северного Зауралья. С каждым годом они совершенствуют их: повышают продуктивность, устойчивость к патогенному воздействию… При этом селекция не имеет отношения к генной инженерии.
— ГМО имеют измененную генетическую основу, — объясняет Владимир Новохатин. — Для улучшения определенных качеств растения в него внедряют чужеродный ген. Но этим обедняется структура белка. А ведь человеческий организм привык к одной формуле белка. Изменив ее, мы можем внести в организм опасные канцерогены…
Селекционеров волнует не только вред ГМО для человеческого организма, но и их воздействие на состояние флоры и фауны в целом.
— Всего 23 вида растений из 23 тысяч произрастающих на планете дают продукцию, — говорит ученый. — Если мы внедрим ГМО, мы исключим, уничтожим эти виды. И что? Будем есть синтетическую пшеницу?
Тюменской области, к счастью, такая перспектива пока не грозит. Во многом благодаря серьезной поддержке агропромышленного комплекса. Ежегодно из регионального бюджета на развитие местного агропрома выделяются сотни миллионов рублей. На данный момент Тюменская область занимает одно из ведущих мест в России по эффективности сельского хозяйства. Отказываться от поддержки аграриев власти не планируют.
И какой из этого следует вывод? Простой — покупайте тюменское.
***
фото: Наше зерно.