«В соответствии с законом и руководствуясь здравым смыслом»
Такой принцип в деятельности Тюменской государственной медицинской академии утверждает ее ректор, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации Эдуард Кашуба, с которым беседует Александр Петрушин.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
— 50-летие возглавляемого вами медицинского вуза практически совпадает с вступлением в силу закона «Об образовании» — 1 сентября 2013 года. Какие изменения могут произойти в деятельности ТюмГМА в связи с этим важным событием?
— Действующий закон об образовании был принят в 1992 году. В то время ЮНЕСКО и Европейская ассоциация образовательного права признали его одним из самых продвинутых в мире. Но с тех пор закон три раза редактировался, так как многие его нормы устарели. Например, сейчас там есть пункты, в которых указывается, что «такой-то закон отменен, смотри такую-то сноску». Плюс огромное количество подзаконных актов. А при этом высшая школа, в том числе Тюменская государственная медицинская академия, руководствовались еще одним законом -«О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятым в 1996 году. Поэтому профессионалы не сомневались, что нужна перезагрузка. За три года широкого общественного обсуждения в одном весьма объёмном документе собрали все сферы образования — от детсада до аспирантуры (ординатуры для медицинского образования).
Новым законом устанавливаются следующие уровни профессионального образования в Российской Федерации:
1) среднее профессиональное образование, в нашем случае -это медицинские училища и колледжи;
2) высшее образование — бакалавриат; по образовательным программам бакалавриата в ТюмГМА будет вестись подготовка медицинских сестер;
3) высшее образование — специалитет, для нас — это лечебный, педиатрический, стоматологический и фармацевтический факультеты;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации; это — ординатура..
— А интернатура?
— Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования изложены в статье 82 закона и предусматривают непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации. Для этого будут разработаны примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования (послевузовского). В этом непрерывном процессе обучения нет привычной врачам интернатуры.
— Как же в таком случае будет обеспечиваться практическая подготовка обучающихся?
— Новым законом практика определена как вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенции в процессе определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Для будущих врачей и фармацевтов — это непрерывное участие в деятельности медицинских организаций, в которых располагаются клинические кафедры академии. Порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам будет определяться договором между образовательной организацией (академией) и медицинской организацией (больницей, поликлиникой). Планируется изменение процесса обучения студентов в сторону значительного увеличения объема практики как основного вида учебной деятельности академии. Будет изменена структура и соотношение теоретических и клинических кафедр в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Новый закон установил, что практическая подготовка обучающихся в медицинских вузах на клинической базе государственных и муниципальных медицинских организаций осуществляется на безвозмездной основе.
ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ
— В январе этого года губернатор Тюменской области Владимир Якушев представил премьер-министру Дмитрию Медведеву проект «медицинского городка» в Тюмени. Сейчас на этом месте, кроме областной клинической больницы N 1, работает федеральный центр нейрохирургии и медико-санитарная часть «Нефтяник», а также радиологический и морфологический центры. Планируется рядом построить новый корпус медицинской академии. Его ориентировочная стоимость, как сообщил губернатор, — 3,5 млрд. рублей. Можно ли в этом случае говорить о приобретении тюменским медицинским вузом собственной клинической базы, в связи, с чем он станет медицинским университетом?
— Положение о клинической базе медицинского вуза пока не разработано. С учетом разных форм собственности использование новых площадей и современного медицинского оборудования для обучения и подготовки специалистов начнется, как предусмотрено законом, на договорной основе. Что касается возможных изменений в правовом статусе медицинского вуза (утверждение нового Устава, смена названия и юридического адреса), то эти формальности не станут для нас неожиданными и непреодолимыми. Достаточно сказать, что за 50 лет своего существования институт-академия трижды меняли Устав. В подготовленном к юбилею ТюмГМА документальном очерке специально даны без купюр все редакции этого главного правового документа для осуществляющей обучение организации. Читатель сам оценит, как на разных исторических этапах развития государства, региона, медицины и высшей школы, менялись структура Тюменского медицинского института-академии, приоритеты в учебно-воспитательном процессе, организации научно-исследовательских работ, подготовке собственных научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре.
— Региональная ресурсная и материально-техническая база стремится к расширению, к обновлению, к модернизации. Не отстанет ли от этого все ускоряющегося процесса система обучения и подготовки квалифицированных медицинских специалистов?
— За 50 лет тюменский медицинский вуз выпустил более 15000 специалистов с высшим профессиональным образованием. Не все они, по разным причинам, нашли свое место в практической медицине. Упал престиж профессии врача и провизора. Менялась мотивация медицинского образования. Соответственно снижалось количество поступающих в академию. Однако результаты приема на 2012-2013 учебный год дают основания для оптимизма: рост числа заявлений, более высокие баллы. Конкурс по всем специальностям в 2012 году был выше, чем в 2011-м. По среднему баллу ЕГЭ академия среди 1511 российских государственных вузов заняла 70-ю позицию рейтинга, составленного РИА «Новости» и Высшей школой экономики, а среди 19 вузов Тюменского региона академия по тому же показателю стала абсолютным лидером. Государственное задание на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием выполнено полностью как по бюджетной форме обучения, включая целевой прием, так и по договорам с оплатой стоимости обучения. Обобщая качественную характеристику поступивших, помимо более высокого среднего проходного балла и конкурса, следует сказать и о медалистах — в два с лишним раза больше, чем в прошлом году, 370 против 175.
— Вы сказали, что мотивы, побуждающие получить профессию врача, изменились. Что стало причиной этих изменений?
— Прежде всего, видимые результаты модернизации системы здравоохранения в стране и в регионе: больницы и поликлиники ремонтируют, оснащают современным оборудованием, повышается заработная плата врачей и среднего медицинского персонала. По информации министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой, зарплата врачей к январю 2013 года выросла на 13% и составляет сейчас 32,7 тысячи рублей, это 123% от средней по экономике страны. И у среднего медицинского персонала рост на 17%, до 19 тысяч, это примерно 72% от средней по экономике. В текущем году Скворцова также пообещала рост заработной платы медработников в 7-8%. В Тюмени за 2012 год зарплата увеличилась на 30% и составляет 33 413 рублей у врачей и 18 169 рублей у средних медработников. Успешно работает программа «Земский доктор», которая, как заметила Скворцова, существенно повлияла на привлечение молодых специалистов в сельскую местность. При переезде в село они получают в рамках этой программы по миллиону рублей подъемных. Повышены оклады и надбавки профессорско-преподавательскому составу медицинских учебных заведений. Конечно, это не значит, что все проблемы в обучении, послевузовской подготовке, расстановке и закреплении научно-педагогических и практических квалифицированных медицинских кадров решены.
БЕЗ ДОЦЕНТОВ И ПРОФЕССОРОВ?
— Вы можете назвать эти проблемы?
— Это объективное старение профессорско-преподавательского состава медакадемии. Его средний возраст приближается к 60 годам, некоторым профессорам — за 70. Хотя новый закон «Об образовании» не ограничивает возраста педагогических работников — такое новое понятие закреплено в тексте закона.
— В отличие от статьи 30 «Оплата труда работников высшего учебного заведения», уже утратившего силу закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакции нового закона не упоминаются должности доцента и профессора, а также ученые степени кандидата и доктора наук. Но указано, что «к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования… допускаются… имеющие высшее медицинское образование и прошедшие обучение в ординатуре работники медицинских и научных организаций…» Значит ли это, что для современной педагогической деятельности в медицинском вузе не обязательно наличие ученой степени и звания?
— В процитированном вами тексте пункта 13 статьи 82 закона пропущено одно условие: «… допускаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.»
— Это министерство здравоохранения Российской Федерации?
— Да, совместно с Минобрнауки, которое контролирует соответствие количественных стандартов качеству процесса обучения и воспитания. Например, при распределении бюджетных мест в первую очередь учитывается материально-техническое (количество квадратных метров), кадровое (количество доцентов и профессоров), научно-методическое (количество исследований, публикаций, международных премий, грантов) обеспечение вуза. Смотрят качество внутривузовской инфраструктуры: оснащенность кампусов, библиотек, а также количество мест в общежитиях и состояние спортивных объектов.
— Поскольку после проведенного в прошлом году министерством образования и науки мониторинга всех российских вузов тюменская медицинская академия не попала в «черный список», значит, это соответствие выдержано?
— Пока да. Сейчас главная задача — создать условия, при которых эта информация о вузе была бы доступна. Логика рейтингов заключается не только в том, чтобы принять управленческие решения (упразднить вуз или реорганизовать его в филиал), а в том, чтобы сделать абсолютно понятным, осознанным выбор учебного заведения для абитуриентов, родителей. А для них важно не только, какие знания дает вуз, но и в каких условиях будет проходить учеба.
Окончание следует.
***
фото: Эдуард Кашуба, ректор ТюмГМА.