Мертвая точка самоуправления
Серьезную тему местного самоуправления подняли первые в этом году «Губернаторские чтения», что прошли в областной библиотеке имени Дмитрия Менделеева. Что такое современный муниципалитет? Что такое «самоорганизация населения»? И главное: к чему ведет неспособность власти и населения слышать друг друга?
Как бы сложно ни звучали вопросы, суть у них одна, и она понятна всем: как власти и населению научиться доверять друг другу и действовать, чтобы сделать нашу общую жизнь лучше?
Для чтения основного доклада губернатор Владимир Якушев пригласил в Тюмень Эмиля Маркварта (Германия), президента Европейского клуба экспертов местного самоуправления, кандидата юридических и доктора экономических наук.
Маркварт сразу уточнил: на «Губернаторских чтениях» собрались люди заинтересованные (депутаты областной Думы во главе со спикером Сергеем Корепановым, управленцы, руководители предприятий, главы администраций городов и районов, ученые, общественники, молодежь), случайных среди них нет, все хотят услышать о настоящем положении дел, и поэтому стесняться в выводах он не станет.
Действительно, российская картина развития местного самоуправления выглядит как недописанная художником картина, да еще и сильно попорченная временем. Результат мы все чувствуем: пользы от нее практически никакой — ни эстетического удовольствия получить, ни дыру на обоях завесить.
Эмиль Маркварт рассказал, что несколько месяцев назад Европейский клуб экспертов принял решение о начале работы над концепцией развития местного самоуправления в Российской Федерации. Этому же вопросу были посвящены последние заседания ряда общественных советов при федеральных органах власти РФ.
— На сегодняшний день, — считает эксперт, — в России отсутствует какое-либо видение перспектив развития местного самоуправления, роли и значения этого института в жизни общества и государства. Причина тому — отсутствие внятной государственной политики по данному вопросу, недостаток инициативы со стороны муниципалитетов и общественных организаций.
А в России, говорит эксперт, до сих пор толком никто не знает, как развивать этот институт. В последний раз серьезное обсуждение этого вопроса (на федеральном уровне) состоялось десять лет назад, и с тех пор мы не сдвинулись с мертвой точки.
Мнения по этому поводу разные. Например, власть имущие нередко упрекают в инертности население. «Власть изо всех сил старается расшевелить народ, заставить его принимать активное участие в жизни своего двора, района, города, области. Но безуспешно. Люди заняли позицию потребителей услуг, которые поставляет власть, и лишь критикуют, когда качество этих услуг их не устраивает» — такую точку зрения высказал доктор политических наук, профессор Высшей школы экономики и постоянный партнер по организации «Губернаторских чтений» Святослав Каспэ.
Если провести опрос населения (иногда его проводят), то картина окажется прямо противоположной: люди говорят, что власть крайне редко советуется с ними. Еще реже — поддерживает инициативы, которые требуют вложений. «В бюджете не предусмотрено на это средств» — эту фразу хоть раз слышал, наверное, любой из наших немногочисленных активистов.
Скорее всего, обе точки зрения по-своему верны. Однако профессор Маркварт склонен большую часть ответственности перекладывать все же на плечи власти.
Во-первых, считает эксперт, она, власть, сама убедила общественность в том, будто ей не нужны ни помощь, ни советы в решении всех проблем. Соответственно, люди тоже к этому привыкли — и теперь в основном лишь требуют качества услуг, не стараясь делать что-то самостоятельно.
Во-вторых, профессор знает, что российская власть как раз инициативных граждан не жалует. Именно потому, что любая инициатива начинается, как правило, с протеста. А критика неприятна.
Профессор Маркварт советует, в первую очередь, определить роль самих жителей в системе местного самоуправления. Чиновники, которые рассматривают муниципалитет лишь с точки зрения необходимости для государства, по его мнению, не правы. Маркварт на основе своих наблюдений делает вывод: во главе угла должны стоять человек и его интересы. Причем человек этот должен быть не простым потребителем услуг, а соуправителем.
Поскольку мы в России даже толком не знаем, на что похож институт местного самоуправления, профессор Маркварт привел несколько примеров из практики Германии. Тем более что эту страну считают одним из «родителей» европейского самоуправления: государство накопило богатейший опыт и использует разные способы организации власти граждан на местах. — Правовая основа для функционирования системы в Германии минимальна, но достаточна, — сказал гость. — Потенциал российского законодательства в сфере местного самоуправления даже больше, чем у нас. Местное самоуправление в Германии передано в сферу регулирования федеральных земель. Муниципальным образованиям — общинам гарантирована неприкосновенность, государство не вправе их ликвидировать. И что важно, общины определяются не как управленческие единицы, а как объединения граждан. Существует политика невмешательства государства в дела муниципалитетов. Попытки федеральной власти указывать общинам, как им решать свои задачи, являются дурным тоном. Контроль (без него все же никуда, и его осуществляет государственный надзор) заключается не в том, чтобы наказывать провинившихся. Скорее, госнадзор старается предупредить провинности, оказывая консультационные услуги.
Всего в Германии при 82 миллионах жителей создано 12 тысяч муниципальных образований (в России на 143 миллиона человек — 23 тысячи). В разных землях отличается и количество общин, и их численный состав. Где-то счет идет на тысячи, где-то — не превышает пары сотен.
В целом же, как отметил Маркварт, система местного самоуправления в Германии сложилась и доказала свою эффективность. Более того, она — настоящая кузница кадров для региональных и федеральных органов власти. Нет ни одного крупного политика, в биографии которого не было бы опыта работы в органах местного самоуправления.
Это то, что касается власти. Население (то самое, инициативное) не отстает. Например, граждане нередко выступают «соисполнителями муниципальных услуг». Чтобы было понятнее, о чем речь, профессор приводит примеры:
— В частности, это касается работы добровольных пожарных дружин. В небольших городах Германии давно уже двигаются по этому пути. Муниципалитет приобретает технику, обеспечивает помещение. Все остальное делают добровольцы. Молодежь считает престижным учиться на специальных курсах и нести эту добровольную службу.
Другой пример — круговая система оказания социальных услуг. Группы граждан в свободное от работы время помогают престарелым землякам в уборке, покупке продуктов. Отработанные часы накапливаются на специальном счете. Спустя годы вчерашние волонтеры, оказавшись на пороге старости, тоже могут смело рассчитывать на помощь.
Вот так должна выглядеть система местного самоуправления. Кажется, что к российским реалиям она не имеет ни малейшего отношения. Но Эмиль Маркварт заверяет, что это не так. Люди готовы к переменам, считает он. И государству они тоже пойдут на пользу.
***
фото: Выступает Эмиль Маркварт;В зале собралась заинтересованная публика.