Дети на линии
Кабинет майора полиции Елены Плеховой не похож на обычный офис из-за одного предмета мебели — тахты, на которую накинуто пестрое домашнее покрывало. Она заставляет вспомнить о доме и родителях.
За двадцать лет, что Елена Михайловна работает инспектором по делам несовершеннолетних в линейном отделе МВД на станции Тюмень, на этой тахте сиживали сотни ребятишек, которые возвращаться домой вовсе не стремились. А кого-то там даже не ждали. Задача Елены Михайловны — постараться это исправить.
… Из-за высокого окна кабинета доносятся гудки прибывающих на станцию поездов. Елена Михайловна вспоминает, что пришла на службу по стопам родителей, которые всю жизнь прослужили в транспортной милиции. За молодой сотрудницей закрепили Западный парк станции Тюмень. В то время там было больше всего беспризорных детей. Они устраивали игры на путях, бросали на рельсы всякий хлам, закидывали камнями проходящие поезда, разбивали линзы семафоров…
— Мы устраивали рейды по району Маяка каждый день, — рассказывает Плехова. — Бывали случаи, когда за ночь доставляли в отдел по десять безнадзорных детей. Их помещали в центр временной изоляции, искали родителей… Большого труда это не составляло, все они жили на соседних улицах — Волгоградской, Мира… Гораздо труднее было заставить некоторых обратить внимание на своих детей.
Например, был у нас один мальчик: мать пила, а отчим с ним не общался. Поэтому мальчишка и убегал из дома, хулиганил. Мы несколько раз приходили к его матери, разговаривали с ней, убеждали… Через какое-то время увидели, что наши разговоры не прошли даром: она повернулась к сыну, и ситуация в семье стала налаживаться.
… Но иногда найти родителей не так-то просто. Елена Михайловна заглядывает в белый журнал учета, рассказывает:
— Недавно во время рейда нашли на вокзале поздно вечером двоих подростков. Одного из них родители забрали домой сразу же, а второй просидел у нас два часа. Не хотел говорить, как его зовут, откуда он. В десять часов вечера стало ясно, что им никто не интересуется, никто его не ищет. Хотели поместить в приют до выяснения обстоятельств, но потихоньку мальчишка оттаял и разговорился. Оказалось, что отец — в командировке, что мать живет отдельно, а внука воспитывает бабушка…
Так бывает — ребенок может просто молчать часами. А ты его в первый раз видишь. И ведь не закричишь на него, не сорвешься. Приходится искать подход. Иногда молодые ребята не выдерживают такой работы в нашей службе и уходят…
Елена Михайловна вспоминает еще одну историю. Сотрудники линейной полиции сняли с поезда женщину, которая напилась и забыла о маленькой дочери. На протяжении всего пути из Нового Уренгоя она пила и вела себя вызывающе, а после легла спать. Девочка четырех лет в это время ходила по вагону одна, и закончиться это могло чем угодно — от пальца, зажатого в дверях тамбура, до пропажи ребенка.
Проводник сообщил о случившемся на станцию Тюмень. Женщину и ребенка сопроводили в отдел по делам несовершеннолетних. Возможно, если бы она выказала хоть каплю раскаянья о случившемся, дело обошлось бы воспитательной беседой. Но объясняться с инспекторами мамаша была не в состоянии. К тому же, выяснилось, что у нее нет ни прописки в Тюменском районе, куда она направлялась, ни постоянного места жительства, ни работы.
Елена Плехова рассказывает, что девочку поместили в социальный центр «Мария» до того времени, пока женщина, называющая себя ее матерью, не предоставит свои документы и временную регистрацию. Об этом уже должен позаботиться отдел полиции по месту жительства. Но, как выяснилось, ребенка забрал отец. А мать, которая живет с сожителем, в центре «Мария» даже не появилась.
— А девочка такая хорошая. Имя у нее красивое — Снежана, — говорит Елена Михайловна, закрывая журнал учета.
В этот момент становится понятно, что не все проблемы удается решить в кабинете с уютной тахтой. Главное оружие, которое есть у инспекторов ПДН, — это слово, и не всегда, увы, оно бьет точно в цель…
Елена Плехова награждена медалью «За отличие в охране общественного порядка». Но говорит, что самая большая награда для нее — когда бывшие подопечные звонят, спрашивают совета и благодарят.
— Когда-то на вокзале собиралась компания ребятишек из детдома. Они приставали к пассажирам, попрошайничали. Инспекторы по нескольку раз с ними разговаривали, выясняли причины побега и возвращали в детдом… Они росли у нас на глазах, и сейчас, через много лет, если встречаемся в городе, они подходят и говорят «спасибо». С одной девочкой Валей мы часто видимся. Жизнь у нее вроде бы сложилась. Она вышла замуж и сейчас работает кондуктором автобуса.
***
фото: Елена Плехова.