X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Греют надежда и эковата

Резиденты тюменского технопарка — как участники проекта «Фабрика звезд». Среди полусотни компаний есть те, что у всех на слуху. Это «Фирма Тюмень Эковата», «Промышленный минерал», «Литков». У них есть производство, клиенты, доход, но и проблемы…

Монтажники «Фирмы Тюмень Эковата» могли бы рассказать много историй, как их продукт кому-то помог сэкономить на отоплении, а кому-то — наладить личную жизнь.

— Приехали к женщине устанавливать звукоизоляцию, — рассказывает Евгений Брызгалов. — Слышимость, по ее словам, в квартире была такая, что каждый соседский вздох отдавался звоном в ушах. Все сделали. Через неделю она звонит и рассказывает, что впервые за три года смогла уснуть спокойно. А после и ее соседи обратились к нам…

У самого Евгения, как и у его напарника Алексея Манакова, стены домов проложены тюменской «Эковатой Экстра», и никакой другой аналог не то что использовать — монтировать, они не хотят.

На этой неделе бригада утепляла стены на втором этаже Дома офицеров. Струится на солнце бумажная пыль, гудит турбина монтажной установки. Сам утеплитель похож на разодранные в клочья газеты, как будто несколько котят поигрались с архивной подшивкой.

— Тут, действительно, нет никаких секретных или сложных технологий, — говорит генеральный директор компании Антон Телесов. — На 80 процентов эковата состоит из переработанной макулатуры, остальные 20 — бор и его производные.

За счет борной кислоты бумага не горит и не плесневеет, а собственная волокнистая структура позволяет ей принимать и отдавать влагу, как дереву. При этом, по словам гендиректора, продукт чище минваты, пенопласта и других аналогов.

— Когда мы спросили у технолога тюменского Дома печати (где у компании размещено производство — Д.З.), нет ли в газетах вредных примесей, над нами только посмеялись — там только сажа и жир. А если бы, как раньше, было что-то ядовитое, то их бы в руки никому не дали. К тому же на эко-вате мы не спим, она спрятана в стене… А борная кислота, вообще, используется в медицине.

На самом деле, простота продукта только кажущаяся — недостаточно разорвать в клочья газеты и полить сверху кислотой. Так, компания началась больше десяти лет назад с монтажа привозного материала. Но у того, рассказывает Телесов, было «плавающее качество»: бумага могла гореть, в массе утеплителя проглядывались крупные включения (так что газету можно было читать). Но производители отвечали, что получить более высокое качество невозможно. Тогда тюменцы решили собирать свои установки.

Собственно, инновация этого резидента Тюменского технопарка в том, что компания смогла усовершенствовать технологию. Если у конкурентов стоят огромные, 400-киловатные агрегаты, то местные миксеры в четыре раза экономичнее, в пять раз компактнее, и, к тому же, точнее — за счет ручной дозировки компонентов.

В цехе предприятия на ста квадратах умещаются и оборудование, и склад. В прошлом году, рассказывает гендиректор, в сезон отгружали сто тонн эковаты в месяц, в этом планируют удвоить объем. При этом основными покупателями утеплителя остаются частники.

— Для нас было бы идеально поучаствовать в строительстве крупного коттеджного поселка, — размышляет вслух Антон Телесов. -Но пока подобных предложений нет. В сфере многоэтажного строительства еще сложнее — даже не знаю, как переломить привычки крупных домостроителей…

В конце прошлого года состоялось совещание у губернатора Тюменской области с участием производителей современных материалов и представителей ГУСа. Последним было рекомендовано включать в проектную документацию передовые новинки тюменцев.

Компания Телесова, например, кроме утеплителя, разработала стабилизирующую добавку в асфальтобетон «Армидон» на основе целлюлозы, однако пока не удалось применить ее на опытном участке в городе. Еще один продукт -«Сорбэк», призванный очищать пропант, которые используют при гидроразрыве пластов. Готов опытный образец установки, но гендиректор предчувствует сложности с реализацией продукта.

— Пока живем только за счет продаж эковаты. Это проще — человек платит свои деньги и тут же получает конкретный результат. А в крупных отраслях деньги, как правило, — не свои, и куча согласований, и годами отработанные практики, изменить которые трудно.

Сверхзадача, которую поставил перед собой Телесов — «преодолеть эту косность проектировщиков и строителей». Тем более что для личных коттеджей, говорит он, директоры строительных фирм покупают эковату в его компании.

Александр Вазенмиллер, директор саморегулируемой организации строителей Тюменской области, сказал мне, что «строители работают по проекту и не имеют права отходить от документов». Даже если в декларации в качестве утеплителя прописано: «мин-вата и ее аналоги», для заказчика это может быть основанием для предъявления претензий.

Александр Робертович вспоминает ситуацию с монолитно-каркасными домами. Строители знали, что это быстровозводимые здания, которые пользуются большой популярностью на Западе, но не могли их строить, потому что в проектах был только кирпич. Чтобы новые материалы получили применение, свое слово должны сказать проектные организации.

Борис Ройтблат, генеральный директор саморегулируемой организации проектировщиков «Западная Сибирь», советует молодым компаниям «активнее заявлять о себе». Но применять эковату везде, только потому что это новый продукт, он считает неразумным.

И, наверное, только время и новый опыт строителей расставят все по своим местам.

***
фото: Алексей Манаков;Антон Телесов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта