И каждый день, как первое апреля
Попробовать себя в цирке Александру Юрину посоветовали педагоги Щукинского училища. На вступительных экзаменах он так читал отрывок из книги Лилиан Войнич про расстрел Овода, что они… хохотали до слез.
Первый раз маленький Саша увидел цирковое представление в пять лет. В родном Кызыле цирка не было, поэтому родители решили устроить сыну праздник и поехали в ним в Красноярск. Прошло столько лет, а он до сих пор помнит ту клоунаду с резиночками. Тогда и решил: «Вырасту — буду клоуном».
Никто к этой детской затее всерьез не относился. Мало ли кем мечтает быть пятилетний малыш? Все еще десять раз в жизни изменится. Над ним потешались, а он рос с характером. Читал стишки со стульчика на семейных утренниках и смешил родных. Потом в школе сочинял пародии на учителей (тем было не до смеха) и на известных эстрадных исполнителей — Яака Йоалу, Тыниса Мяги, Эдиту Пьеху, Софию Ротару. Особенно ему удавалась пародия на Аллу Пугачеву. Он даже внешне на нее походил — и парик с вьющими рыжими волосами не требовался.
В пятом классе Саша стал основателем школьной студии «Алый парус»: был в ней и актером, и режиссером.
Но так бывает, что на пути к мечте встают препятствия, которые кажутся непреодолимыми. Такое испытание приготовила судьба и Саше. У него обнаружили порок сердца, в те времена — труднооперабельный. Родители возили его на консультации в Москву, Новосибирск — все безрезультатно. И только в Ереване его случаем заинтересовался профессор Микоян. Он его прооперировал, дал право на жизнь, но прописал строгий щадящий режим: никаких прыжков, кульбитов и вообще резких движений. Больному сказали вести себя тихо, ходить медленно и осторожно.
Хорошо, решил Александр, если не цирк, то хотя бы театр. И решил сменить амплуа — стать драматическим актером. Будучи абсолютно уверенным в своем таланте, он начал заниматься в студии Днепропетровского театра юного зрителя и готовился поступать в одно из театральных училищ.
Произведения для поступления в знаменитую «Щуку» подбирал долго и основательно. Из басен выбрал «Волк и ягненок», а из драматических произведений — отрывок из «Овода». Казнь главного героя казалась ему самым ярким и достойным декламации отрывком.
… На вступительных экзаменах он дошел до третьего тура. После того, как прочитал отрывок, педагоги приемной комиссии, утирая слезы, сказали: «Молодой человек, у вас масса способностей, но лучше их развивать… в цирке».
Другой бы на его месте расстроился и разуверился, а он… услышал глас судьбы. Вернулся в Днепропетровск, где открылся новый цирк, и, набравшись смелости, пришел к главному режиссеру Виктору Франке, сказал: «Хочу быть клоуном!» А Виктор Яковлевич руководитель был молодой, любил экспериментировать, и что-то ему приглянулось в юном претенденте. Отсутствие у девятиклассника профессионального образования, по мнению режиссера, с лихвой компенсировалось горячим желанием выступать, особой клоунской органикой и пародийным талантом.
Прошел год. И как-то на одном из занятий режиссер подозвал его и сказал: «В Москве, во всесоюзной дирекции по подготовке номеров клоунады, иллюзии и музыкальной эксцентрики, набирается клоунская группа. Рискнешь?» Александр этой идеей сразу загорелся и решил — надо ехать.
… Только в столице выяснилось, что таких, как он, из провинции приехали сотни.
— Это сейчас наша профессия стала редкостью. В цирковых училищах на клоунское направление — постоянный недобор. А тогда конкурс был просто сумасшедшим, — вспоминает Александр Юрин. — К тому же приехал я к шапочному разбору. Группу из шести человек уже набрали.
Но вопреки всем правилам, он стал седьмым. Самым маленьким и самым младшим из всех. Так он вскочил на подножку своего троллейбуса. Как потом скажет Юрий Никулин, «настоящих клоунов так мало, что если их собрать всех вместе, то получится всего десять троллейбусов клоунов».
Молодой труппе страшно повезло. С ними два с половиной года занимались ведущие педагоги, учили их степу, чечетке, эксцентрическому танцу, сценической речи, актерскому мастерству. В Москву с гастролями приезжали ведущие европейские и мировые цирки, а в цирке на Цветном бульваре выступал Юрий Никулин.
— И чем больше мы узнавали, тем больше понимали, что быть клоуном — не значит нарядиться или нарисовать себе лицо, — гримируясь перед представлением в Тюмени, вспоминает наставления своих учителей Юрин. — Заполнить паузу или перерыв — не фокус.
Клоун должен найти свое лицо.
Свою «визитную карточку» ныне заслуженный артист России Александр Юрин нашел через несколько лет. В столице он не остался, вернулся в родной Днепропетровск. Там у него появилось имя — клоун Шпентик, и родилась реприза с воздушными шариками.
— В лопнувших шариках каждый видит что-то свое, — говорит он, накладывая слой грима. — Однажды в Японии после выступления меня даже спросили: не боюсь ли я заниматься политикой?
Но в эти игры он никогда не играл. Придумывал свои. Единственное, чего не хватало, — партнера, который понимал бы с полуслова. И однажды в день рождения судьба преподнесла ему подарок. Он участвовал в съемках программы «Марафон дураков» и готовил клип на песню «Балет». Выступал в белом балахоне и парадировал Аллу Пугачеву. Для яркости картинки в кадре не хватало только такой же смешной балерины. На эту роль пригласили артистку Киевского театра эстрадных миниатюр. Через месяц они с Татьяной были вместе, через год у них уже был совместный репертуар « Клоун Шпентик и тетя Мотя». А еще через год появилось другое «совместное произведение» по имени Варвара, которая сейчас выступает вместе с ними.
За уши в клоунскую профессию они дочь не тянули. Она сама ее выбрала. С полутора лет начала выходить на арену, потихоньку родители ее вводили в свои номера. Но выбора никогда не ограничивали. Его у Вари, как у всякого циркового ребенка, было более чем достаточно — за десять лет, к примеру, она сменила пять десятков школ. Чуть ли не каждый месяц приходилось учиться в разных городах и по разным программам.
— У детей в цирке взрослое детство, — грустно говорит клоун и дрессировщица Варвара. — И в этой школе жизни бытовые трудности — не главное. Их не замечают. Что обычная гостиница, что отель в пять звезд — все равно. Дом — это не город, не стены, а семья! Когда мы все вместе на арене, тогда и чувствуем себя, как дома.
Только подшучивать друг над другом им нет смысла. Ведь вне арены от смеха они отдыхают.
***
фото: Клоун Юрины – Александр;Варвара;Татьяна.