X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Как репортеры стали заправщиками

— Представь, водитель накрутил много километров, устал, приезжает на заправку, а тут его встречают улыбкой, — говорит заправщик Александр Ковалев. — Тут же усталость снимается!

Мы познакомились с Александром в четверг на АЗС «Газпромнефти» по улице Республики, 255, куда журналистов пригласили поработать пару часов на различных должностях. Под руководством Ковалева я заправил две «девятки», «инфинити», нажелал водителям всяческих благ. Но это было только в конце, а началась моя работа с самого ответственного поста.

О ЗАПРАВКЕ ИЗНУТРИ

— Дмитрий, вам досталась роль управляющего АЗС! — объявляет ведущий игры и широко улыбается.

Вашего корреспондента в этот момент не отличить от рядового рабочего. В толстенных штанах, меховых ботинках, миленькой голубой рубашке-поло, жилетке, куртке, шапке и с каской на голове. Хоть в космос лети! Правда, последние три предмета приходится тут же снять — я пока остаюсь в помещении.

— В ведении управляющего — вся АЗС, — говорит моя наставница Ирина Нетсева. — Это магазин, резервуарный парк, склады, колонки. Надо контролировать работу своих операторов, за клиентами следить — чтобы соблюдали правила…

Я представляю, как мне придется объяснять какому-нибудь громиле, что на заправке нельзя курить. А заодно соображаю, где буду курить сам. Ирина Витальевна тем временем показывает свою «кухню».

Масляный склад. Низкотемпературный холодильник с привезенными из Германии полуфабрикатами выпечки. Витрину с обратной загрузкой, благодаря которой напитки не застаиваются в глубине, а, наоборот, постоянно движутся навстречу покупателям. И комнату с печкой, где операторы готовят в течение дня слойки и бутерброды.

— Мы отвечаем за эти продукты точно так же, как за топливо, -говорит моя «шефиня». — Здесь все качественное.

И все же главный продукт АЗС — это бензин. Ирина Витальевна называет резервуарный парк «сердцем заправки». Но когда мы, уже в куртках, стоим на небольшой площадке, где под землей спрятаны очистные сооружения, трубопроводы и несколько резервуаров, я думаю не о сердце, а об оазисе, куда сворачивают с большой дороги путники, чтобы напоить свою сотню лошадей и подкрепиться самим.

Жизнь здесь не замирает ни на минуту. Пока возле машин суетятся операторы в желтых жилетках, внутри не прекращаются переговоры кассиров с клиентами. Мои коллеги старательно воспроизводят заученные фразы: поприветствовать, спросить о наличии карты, повторить сумму заказа, предложить приехать снова…

Кто-то из организаторов дополнительно проверяет практикантов. На вопрос Тимофея Кулешова из 72.ru «Какая ваша колонка?» женщина из «Газпромнефти» неопределенно машет рукой: «Вон там моя белая машина стоит…» «Ваша колонка номер пять!» — тут же чеканит Тимофей.

Ирина Нетсева наливает себе вторую за полчаса чашку кофе. «Он меня бодрит, заряжает энергией», — говорит она. Нетсева пришла на «Газпромнефть» после нескольких лет работы в банке — там было то же самое: море клиентов, постоянное общение, но здесь интереснее, живее.

Катя Христозова

— Такую работу надо любить, -вступает в разговор Елена Киреева, ведущий специалист отдела розничных продаж «Газпром-нефть-Тюмень». — Я какое-то время жила в Подмосковье с временной пропиской. Устроиться куда-то было сложно, знакомые предложили пойти на заправку. И мне это так понравилось, я буквально кайфовала, что через полтора года, в Тюмени, никакой другой работы мне не надо было! Ну и фильм «Королева бензоколонки», конечно, смотрела в детстве.

Елена Викторовна отвечает за выкладку товара на заправках, ценообразование, закупку продуктов. Но начинала она, как и многие женщины здесь, с должности оператора третьего разряда.

— Так сложилось, что заправщиками работают, в основном, мужчины, а операторами-кассирами -женщины, — говорит Ирина Нетсева. — И они — настоящие боги! Я, конечно, должна знать всю работу, чтобы спрашивать с них, но именно на девочках лежит большая ответственность. Выпечка, полы, туалеты. А ведь еще надо успевать улыбаться клиентам.

Оператор Елена Богданова отпрашивается у Нетсевой домой. После суток работы девушка, кажется, еле стоит на ногах, но говорит, что почти не устала, и все-таки улыбается. За столиком дожидается своего звездного часа, сверкает черными глазами другая представительница этой профессии Анна Журавлева. Позже она покажет журналистам, как принимать бензовоз и сливать бензин в резервуары.

А я пока отправляюсь на проверку профессиональных знаний.

ВСЯ ЖИЗНЬ НА КОЛЕСАХ

У заправки припаркован микроавтобус. Каждые четыре месяца он приезжает сюда, работники по очереди выполняют тесты. А между визитами тренер Роман Костюк и его напарник колесят по УрФО, объезжая все 110 заправок сети в Курганской, Тюменской областях, ХМАО-Югре и ЯНАО.

— Вчера вернулись из Сургута, завтра будем в Ноябрьске, там две недели, потом обратно в Тюмень, — говорит Роман.

— Дома-то хоть бываете? — спрашиваю я.

— Ну а как же, — отвечает он. -Есть ведь скайп!

Он предлагает мне три темы на выбор. Десять вопросов, десять минут на размышления. Тест о торговле я решаю с результатом 70 баллов.

— Неплохо, — говорит Роман. — Если оператор набирает меньше 50-ти баллов, управляющий должен его натаскать до следующей проверки, иначе будет ставиться вопрос об увольнении.

В принципе, мобильную бригаду принимают на заправках хорошо, рассказывает тренер, понимают, что она приехала не обидеть, а научить. При этом в северных округах операторы сами заинтересованы в улучшении своих знаний.

— Например, девушка, отработав какое-то время на АЗС, может перейти в сферу нефтедобычи, — поясняет Костюк.

— Там она устроится на нефтебазу, где будет заправлять не резервуары, а автоцистерны. И так далее.

Он тоже признает, что оператор третьего разряда — самая ответственная должность на АЗС. И все же все внимание участников проекта, как и мое, приковано к должности заправщика.

Надев каску и желтый жилет, я с предвкушением выхожу «в поле».

Катя Христозова

«КЛАССНАЯ ТАЧКА!»

— Главное — не суетись! Будь внимательным! Остальное все приложится, — напутствует меня заправщик Александр Ковалев.

Мы стоим с ним возле колонки в ожидании машин, а я никак не могу заучить правильную последовательность слов: «До свидания — спасибо за покупку — приезжайте к нам еще!» Мне почему-то прощаться хочется в последнюю очередь.

— Эта не к нам, — отмечает оператор, завидя сворачивающую с дороги машину.

Он определяет их по расположению бака. Мне, один раз сидевшему за рулем, но так и не сдвинувшемуся с места, все это абсолютно ново. У Ковалева много лет водительского стажа, и то, что предлагает АЗС, он автоматически переносит на себя.

— Я заметил, что когда водитель заправляется сам, времени уходит вдвое больше, — рассказывает он. — Когда операторы второго разряда только появились на «Газпромнефти», люди принимали новшество с опаской, а сейчас, наоборот, стремятся подъехать к нам. К хорошему быстро привыкаешь!

В обязанностях Ковалева — открыть бак, спросить, сколько и какого бензина надо, заправить машину, предложить протереть стекла и фары. И вежливо, с улыбкой, попрощаться. Особенно Александру нравятся клиенты-женщины.

— У них что-то может не получаться, они не хотят марать руки или портить маникюр, и тут на помощь приходим мы, — говорит он. — За все время работы я от женщин не слышал ни одного грубого слова — только благодарности. А вот мужчины попадаются всякие…

Наконец, к нам подъезжает черная «девятка». Молодой человек торопится, заказывает 92-го на триста рублей. Я двумя дрожащими руками откручиваю пробку, набираю на табло цифры. Чуть пахнув парами, бензин бежит в бак. Через минуту должен вернуться клиент, и мне надо с ним попрощаться. Буквально по стойке смирно стою у колонки, не в силах думать о чем-то другом.

Гость появляется с улыбкой -уже познакомился с другими практикантами. И мне отвечает улыбкой.

— Вот видишь, человек, может быть, загружен своими проблемами, но тут увидел, что ему желают добра, — и мигом преобразился, -комментирует Ковалев.

На соседних колонках вовсю стараются другие практиканты. Отъезжая, машины сигналят им. Одной из журналисток водитель дарит шоколадку. А для меня подарком стало то, что я не поцарапал заехавший ко мне джип «инфинити», весь такой блестящий, новый, дорогой…

Организаторы рассказали, что систему постоплаты на тюменских заправках ввели летом прошлого года, и ее удобство очень понравилось клиентам. Теперь прежних АЗС закрытого типа остается все меньше, а затраты на труд заправщиков компенсируются увеличившимся товарооборотом и притоком новых клиентов.

В заключение Анна Журавлева продемонстрировала нам, как принимать бензовоз и сливать топливо в резервуары — один из самых сложных этапов работы.

… АЗС — это целый мир, и работают здесь увлеченные своим делом люди.

***
фото: Ирина Нетсева;«Извините, идет прием топлива»;Александр Ковалев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта