Смех и слезы «Бабы Шанель»
Уже только одно название нового спектакля театра «Ангажемент» -«Баба Шанель» — намекает: спектакль этот необычный.
Не знаю, как другим зрителям, а мне и по одному только названию, сочетающему в себе разухабистое слово «баба» и изысканно-французское «Шанель», было понятно, что это комедия. Но комедия непростая, сыгранная, в первую очередь, для того, чтобы напомнить людям: если мы будем держаться друг друга, своих родных, близких и друзей, то не пропадем! А посмешить публику — это во вторую очередь.
Хотя… играть и ставить комедии, и вообще быть естественно смешным — это не каждый умеет и может себе позволить. Даже если рабочий материал — это озорная пьеса культового Николая Коляды, как в нашем случае.
Однако у молодого московского режиссера Семена Филиппова и труппы «Ангажемента» все получилось. Художественный руководитель театра Леонид Окунев, который видел множество вариантов постановок «Бабы Шанель» (в том числе, и самого Коляды), заявил, что тюменский вариант — лучший.
А ведь были сомнения: «потянет» ли режиссер, смогут ли актеры? Но, видимо, Коляда нашему театру и нашему городу близок, его еще ни разу в Тюмени не испортили. Постучим по дереву.
Итак, что же предлагает нам новая постановка с запоминающимся комедийным названием? Это история о поющих старушках, и она действительно веселая сама по себе. Николай Коляда придумал пятерых очаровательных героинь: Сару Абрамовну (85 лет), которую играет Екатерина Захарова, Тамару Ивановну (70 лет) -Екатерина Душина, Нину Андреевну (75 лет) — Татьяна Пшеничникова, Капитолину Петровну (90 лет) — Людмила Петрушева, Ираиду Семеновну (80 лет) — Ирина Нестерова. Конечно, всем занятым в постановке актрисам очень далеко до возраста своих героинь. Но замечаешь это только в первые 15-20 минут. Ведь драматург наделил персонажи приятным простодушием, житейским юмором и колоритным, ярким языком. Да и ситуация, в которой оказываются подруги, — житейская, может произойти с любым человеком. И актрисы, мне кажется, получают огромное удовольствие от игры: блещут, хулиганят, рассыпают искры.
Причем над образами исполнительницам пришлось поработать не только под руководством режиссера, но и самостоятельно. Они искали прототипы своих героинь. Одна «срисовала» свой персонаж с собственной бабушки, другая -с актрисы советского периода, третья и вовсе с… дедушки. Режиссер позволил им действовать самостоятельно, настояв только на том, чтобы со сцены обязательно звучала живая музыка, и никакой фонограммы. Играть на баяне стал актер Ринат Гарифуллин.
Итак, певицы, которые получились у нашей труппы, составляют ансамбль «Наитие» и в начале спектакля отмечают десятилетний юбилей своего коллектива. Довольные и счастливые, в праздничных сарафанах, они появляются перед публикой. А потом накрывают столы, обнимают своего художественного руководителя Сергея Сергеевича (актер Виталий Мигунов). А Ираида Семеновна и Сара Абрамовна, влюбленные в худрука (любви все возрасты покорны, мы об этом помним), умудряются ревновать, препираются — это так трогательно и очаровательно.
Женщины, видимо, на всю жизнь сохраняют эту эмоциональную привлекательность, помноженную Колядой на два, а то и на три -для пущего смеха. Бабушки карикатурны не только в приступах ревности, но и когда рассуждают о значимости собственного творчества. И пока они упиваются успехом, у стола вдруг появляется Роза Николаевна (актриса Альбина Захаренко) — 55-летняя «молодуха», голос у которой — целых полторы октавы (тут зал взрывается хохотом). Роза Николаевна и есть та самая «баба Шанель», которая напролом идет к своей цели: стать примадонной местного ДК, отодвинуть безголосых старушек к заднику. А те, разумеется, не сдадутся без боя — не на тех напали!
Это и есть та ситуация, в которой может оказаться любой из нас. В размеренную жизнь, где, кажется, все давно разложено по полочкам и каждый знает свое место, вдруг врывается сила, которая расставит приоритеты иначе, и появится опасность оказаться на задворках. Вот так, смеющийся зал притих, задумался. Режиссер Филиппов нашел в комедии ту струну, которая издает пронзительный звук.
«Баба Шанель» в исполнении «Ангажемента», таким образом, оказалась постановкой и кассовой, и модной, и фестивальной, и в чем-то драматической. Одним словом, удалась.
Об одном только жалеют некоторые зрители: что не сыграл в ней заслуженный артист России Леонид Окунев. За месяц до премьеры «Ангажемент» сообщал, что Николай Коляда настаивает на его участии в постановке, а Леонид Григорьевич выбрал для себя роль Капитолины Петровны — старшей участницы ансамбля «Наитие». Окунев, говорят, даже приступил к репетициям, но потом передумал, объяснив, что уже не раз исполнял женские роли, и ему гораздо интереснее сыграть, например, художественного руководителя ансамбля Сергея Сергеевича.
Мне, к сожалению, посмотреть на Окунева и в этой роли пока не удалось. Но, наверное, еще получится.