Громкая история моторного завода, или Страницы, в которых рано ставить точку
В музее трудовой славы моторного завода — тишина, которая совсем не вяжется с размещенными здесь огромными авиационными агрегатами.
Но если остановиться возле них и замереть, так что стихнут эхо шагов и шорохи одежды, можно услышать — нет, не шум давно смолкших турбин, а хор голосов, истории жизней и судеб людей, что создали эти машины.
НЕ ТОЛЬКО МУЗЕЙНАЯ ЦЕННОСТЬ
— Вот первый наш двигатель, с которого начался завод, — говорит Владимир Рудько, хранитель музея и начальник технической службы «Тюменских моторостроителей».
Он подводит нас, кажется, к самому маленькому двигателю, с табличкой «РУ-19А-300», и моделям самолетов, на которые его ставили: Ан-24, Ан-26, Ан-30. Над мотором парит моделька Ан-24Б.
— Хороший получился самолет, — комментирует Владимир Иванович. — 50 лет моторному заводу, а самолет до сих пор используется в гражданской, военной авиации. Очень хорошо работает в жарком климате Африки и Южной Америки, не требует взлетно-посадочной полосы высшего класса. Двигатели мы уже не выпускаем, но зато ремонтируем — в том числе, по заказу Министерства обороны.
На архивной черно-белой фотографии — тот же мотор в руках одного из рабочих. Мужчина стоит к фотографу спиной, его лица не видно. Зато прекрасно видны поднятый над головой агрегат и обращенные к нему радостные улыбки десятков заводчан. Фото датировано апрелем 1967 года, именно с того момента тюменцы стали поставлять РУ-19А-300 на Киевский самолетный завод, спустя пять лет после распоряжения о строительстве предприятия.
В соседнем зале музея размещены двигатели для Як-38, истребителей Су, крылатых ракет.
— Вообще, такого набора техники вы не найдете в другом месте, — продолжает экскурсию Рудько.
— Может быть, оттого, что завод находился на окраине страны, ему поручали осваивать очень много новой продукции. Не успели наладить производство одного двигателя — тут же приходил заказ на другой.
Знания авиации и истории завода у Владимира Ивановича не случайны. Он — выпускник Харьковского авиационного института, на моторном оказался в 1977 году в качестве военного представителя (всю оборонную технику тогда обязаны были принимать военные), после армии так и остался в Тюмени. Был начальником коммерческого отдела, директором одного из подразделений.
— Конечно, юбилей завода — для меня праздник, — говорит Владимир Иванович. — Здесь вся моя жизнь. Не знаю, что вы напишете, но я уверен, что моторный завод — это не только музей и воспоминания. Его история продолжается!
СЫН ПОШЕЛ В ОТЦА
В 90-х годах предприятие лишилось оборонных заказов — 95 процентов портфеля. Чтобы сохранить производство, в отдельные юридические лица были выделены подразделения гиганта — завод дисков сцепления, завод авиационных двигателей, которые должны были самостоятельно искать заказы, зарабатывать деньги. Самой крупной «дочкой» в 1996 году стал «Газтурбосервис».
По словам Владимира Рудько, принципы работы авиационных и газотурбинных двигателей созвучны: материальная база и профессионализм позволили создать совместное предприятие с «Газпромом» и начать капитальный ремонт газоперекачивающих агрегатов. Программа развития предприятия расписана до 2020 года.
— А с нынешнего года все свои заказы «Газпром» размещает только у нас, — рассказывает заместитель генерального директора «Газтурбосервиса» по коммерческим вопросам Павел Гончаров. — Значит, будет увеличение объемов.
С момента основания новый завод отремонтировал более 600 двигателей для газоперекачивающих и энергетических компаний. Часть из них уже не выпускается, часть, наоборот, — новые, ремонт которых предприятию еще предстоит освоить.
— Например, двигатели ДГ-90 имеют очень много модификаций. Появились более мощные ДН-70 и ДН-80, — говорит Гончаров. — Чтобы уйти от сторонних поставок, на месте бывшего склада мы сейчас строим цех N 46, где будем выпускать всю гамму лопаточной продукции. В дополнение к испытательному стенду на 16 мегаватт, запускаем новый — в два раза мощнее.
При этом часть заказов — все те же авиационные двигатели для Ан-24. В прошлом году их отремонтировали тридцать.
— Такая работа позволяет держать в тонусе наши технические службы, — улыбается Павел Владимирович. — Не секрет, что авиационное машиностроение — самое сложное. В итоге и газотурбинные двигатели получают у нас самое высокое качество ремонта.
Тема авиации здесь не забыта. В прошлом году на завод приезжали представители украинской компании «Мотор Сич» с предложением модернизировать двигатели самолета Ан-2. Сейчас есть идея строить на базе мотора РУ-19А-300 учебные мишени для летчиков-истребителей. Но и без того связь двух предприятий неразрывна — как отца и сына.
— Нельзя отделять одно предприятие от другого, — говорит Гончаров. — Во-первых, мы пользуемся материальной базой «Тюменских моторостроителей», они — в наших учредителях. Во-вторых, основная часть рабочих — выходцы с моторного завода, которые сохранили свой высокий профессионализм и отношение к труду. Я иногда спрашиваю у технологов: что у вас все так сложно, можете сделать проще? Они отвечают: проще можем, а хуже — нет.
Треть рабочих «Газтурбосервиса» перешла сюда с большого моторного завода. Поэтому нет ничего странного в том, что стаж некоторых из них в разы больше возраста молодого предприятия.
НЕКОГДА СТАРЕТЬ
— Когда мы праздновали 45-летие завода, мне ребята сказали — столько не живут, сколько ты тут работаешь. А у меня был какой-то спортивный интерес, чтобы отработать тут полвека. И теперь уже немножко осталось.
Это говорит Вера Онучина, старший техник бюро инструментального хозяйства завода «Газтурбосервис». Или моторного завода, кому как больше нравится. 49 лет она проработала на этом месте.
— Вот вся моя жизнь, — говорит Вера Васильевна, широко улыбаясь и показывая на свой стол. -Работа и семья, больше ничего нет.
На столе — портреты в рамочках: шестилетнего Виталия и годовалой Софьи, правнуков Онучиной.
Когда мы шли к ней, я представлял, что увижу мрачную кладовщицу чуть ли не с тросточкой. И не поверил, что эта молодая, безо всяких оговорок, женщина — наша героиня.
— Когда нас с дочерью видят вместе, спрашивают, не сестры ли мы. А узнав правду, кажется, завидуют. Я тогда отвечаю: девочки, берите совковую лопату, кидайте далеко, ничего у вас не будет болеть, и всю жизнь будете молодыми!
Прямота, неспособность шушукаться по углам — одно из свойств характера Веры Васильевны. Другое качество — упрямство.
— Мне даже в школе написали характеристику — упрямая, пришлось поступать потом на вечернее, больше никуда не брали.
Эти же качества помогли ей справиться с жизненными трудностями. В 17 лет пришла на завод, вышла замуж за местного токаря, родила ему дочку. Позже развелись.
— Ушла от него на семь квадратов, и ничего. Сейчас он живет, и я живу. Перед самой пенсией у меня появился новый спутник. Все хорошо, я вполне счастлива.
Дочь Светлана подарила ей двух девочек-близняшек. Бабушка тогда очень переживала, что не научится их различать, а когда подросли, со слезами расставалась с ними — семья военных уезжала в Астраханскую область.
— Я тоже, как солдат, с Нового года начинала отмечать в календаре дни до их отпуска.
Теперь близняшки — уже взрослые женщины, в этом году получили звания майоров полиции. Подросли правнуки.
— Я твердо решила: когда Виталий пойдет в школу, пойду вместе с ним. Сложно, конечно, будет уходить с завода. Дочь меня спрашивает: правда, уйдешь? Ну, если выгонят, — отвечаю я.
Выгонять свои самые ценные кадры на заводе не намерены. Осенью прошлого года «Тюменские моторостроители» получили собственный заказ на ремонт двигателя для Ан-24, который выполнят в кооперации с «Газтурбосервисом». Все возвращается на круги своя, а поддерживают эту связь проверенные временем и сложной работой люди.
***
фото: В цехе «Газтурбосервиса» рабочий Александр Велижанин;Вера Васильевна Онучина;Владимир Рудько проводит экскурсию по музею.
Саня-слесарь
Вы расскажите правду о заводе и ту показуху перед посещением его Мишустиным.Рабочих просто выгнали с завода перед его приездом.Отмыли и покрасили два цеха для показухи.Рабочим вместо занятием рабочего процесса заставляли заниматься покраской и мытья полов.Московскому руководству плевать на рабочих.Главное пустить пыль в глаза.Запчастей нет станкам по 30-40 лет.Если уйдут пенсионеры-обслуживать станочную базу будет не кому.Но главное для руководства-что бы костюмчик сидел.