Кому — кубки, кому — сухари
В четверг в конноспортивном комплексе «Олимпия», что в поселке Боровском, начали разыгрывать кубок Тюменской области по конному спорту.
Соревнования для конюшни -это, одновременно, и праздник, и жуткий переполох. В «Олимпию» съехались спортсмены и привезли с собой лошадей. Вот и представьте, какая сутолока началась
тут.
Тренеры дают бесконечные ценные указания всадникам. Лошади, взволнованные незнакомыми запахами и суетой, дергают головами, не давая надеть на себя узду. Родители юных спортсменов переминаются с ноги на ногу возле детей, не зная, чем им помочь. Просят хоть хлыстик с перчатками подержать, пока те возятся с седлами и подпругами.
В общем, здесь без дела никто не околачивался. Даже мне нашлось применение, кроме журналистского.
— Подайте мне, пожалуйста, вон то ведерко со щетками, — смущенно просит меня юная лошадница, пытаясь удержать на месте высокого беспокойного коня. — А то я сейчас отпущу его, и он сразу сено схватит. А ему наедаться перед выступлением нельзя!
Щеткой девочка сметает с лошадиного бока опилки. Сетует, что ее спортивный напарник успел вываляться в самый неподходящий момент. Мучайся теперь с ним, а ведь еще себя в порядок привести надо!
Внешнему виду лошади и всадника в выездке (а именно она открыла борьбу за областной Кубок) уделяется большое внимание. Как-никак, высшая школа верховой езды. Если перевести на обывательский язык — буквально балет на четырех ногах. Лошадиных.
Но и от ног всадника немало зависит. Умелый спортсмен одним движением шенкеля (обращенная к лошади часть ноги всадника от колена до щиколотки — М.С.) может заставить лошадь сделать такой пируэт, который не всякая балерина в состоянии изобразить.
Хотя слово «заставить» здесь не очень подходит. Конники говорят, что большинство элементов выездки хоть и кажутся сложными, но на самом деле это вполне естественные движения лошади. Самое главное — научить выполнять их по команде.
Правда, командовать не всегда получается. Вроде, и наездник опытный, и лошадь послушная, а что-то идет не так.
— Потому что волнение всадника всегда передается лошади, и она начинает нервничать и дергаться, — говорит воспитанница «Олимпии» Наталья Быкова.
Она, наверное, нервничает сегодня меньше остальных, потому что выступает на знакомом манеже, где проходят все ее тренировки. Приезжим куда сложнее освоиться на чужой территории.
Вон и вороной Рэгис из конно-спортивного клуба «Рубин» переживает. Вырывает поводья из рук Насти Ревякиной, пятится от входа в манеж обратно в конюшню. Испуганно озирается по сторонам. Хотя уж кому-кому, а ему такое поведение не пристало. Рэгиса я знаю много лет, где он только ни выступал. Вывозил на себе начинающих спортсменов, отлично выступал в дуэте и с опытными. А сейчас что-то разнервничался.
— Это Настя, скорее всего, его завела своими эмоциями, — объясняет тренер «Рубина» Артем Шилохвостов.
«Рубиновских» на соревнованиях по выездке было много. Эта школа на хорошем счету в городе. Что подтвердилось. Две воспитанницы «Рубина» — Ольга Башкеева и Евгения Бабшанова заняли первое и второе места. Обе выступали на белом Оптимисте. Такое имя — явный прицел на победу.
Хотя Евгения призналась, что старалась на нее особенно не настраиваться, чтобы потом не разочароваться. Соперников-то много.
— Переживаю за принимание на галопе (есть такой элемент выездки — М.С.), — поделилась она со мной перед выездом в манеж. — Так-то у Оптимиста все аллюры хороши, но это упражнение мне дается труднее остальных.
Лошадь, идя галопом чуть вприпрыжку, плавно пересекает манеж по диагонали, красиво скрещивая ноги. Со стороны кажется, что движется она в этом направлении по собственному желанию. Всадник для этого, вроде бы, ничего и не делает. Но спортсмены знают, сколько усилий надо приложить, чтобы ненавязчивым нажатием шенкеля и чуть заметным натягиванием повода направить четвероного партнера туда, куда этого требует схема выступления.
… Если дети артистов растут за кулисами, то Надя Зубенко все свое детство провела в конюшне. Потому что ее мама — тренер по конному спорту Елена Зубенко.
Казалось бы, судьба девочки была предопределена изначально.
— Ну почему? — улыбается Надя. — Мама меня хотела в танцы отдать, но я сама решила, что стану всадницей.
Решила и стала. Сейчас на счету 15-летней конницы уже не одна победа в серьезных соревнованиях и второй юношеский спортивный разряд.
По словам Нади, из всех видов конного спорта она предпочитает конкур — преодоление препятствий. Однако решила попробовать себя и в соревнованиях по выездке.
Занять призовое место Наде не удалось. Она говорит, что на это и не рассчитывала. Потому что лошадка Доминика, с которой они выступали, только-только пробует себя в выездке. У нее еще все впереди.
. Да, нелегка она, наука большого спорта. Поэтому и плачут юные спортсмены после неудачных выступлений, а иногда и сердятся на своих четвероногих товарищей за непослушание и упертость.
Да только можно ли долго обижаться, когда теплые, большие и мягкие губы тычутся тебе в щеку: «Ну, ты чего? Правда, что ли, расстроился? Да ладно тебе!» И тут же, без перехода, вопросительный взгляд: «А сухарик у тебя есть?»
И побежишь, если нет в кармане, искать сухарик по всей конюшне. И забудешь, что минуту назад еще дулся и огорчался.
Оценки судей — дело, конечно, важное. Но куда важнее благодарно обслюнявленная лошадью ладошка — спасибо за сухарик!
***
фото: Надя Зубенко и Доминика;конюшня — это всегда новые знакомства;всадники и лошади выглядели эффектно;панорама манежа, в котором проходили соревнования