Актеры разбудят «студвесну»
До начала областного фестиваля «Студенческая весна» осталось четыре дня, и в студии пластики и пантомимы «Будильник» вовсю идут репетиции.
Три-четыре раза в неделю ребята собираются в актовом зале Тюменской академии мировой экономики, управления и права. Они готовят концертные номера сразу для нескольких номинаций: пародия, пластика и пантомима, клоунада и синтез-номер.
В прошлом году «Будильник» становился лауреатом в Тюмени. А после выступил на российском фестивале в Челябинске с номером «Врата».
— Эта постановка относится к философскому жанру, в котором можно найти тысячу смыслов. Один из них таков: у каждого человека есть что-то сокровенное. Нас соединяет невидимая нить, напоминающая пуповину. Она питает и держит одновременно. У зрителей возникает вопрос: обрезать ее или нет? И на свободу хочется, и страшно… — рассказывает режиссер Юрий Демчук.
По его мнению, в этот раз постановка больше напоминает исповедь. Например, «Театр из трущоб» показывает, как сложно молодому коллективу пробиться к известности и сколько препятствий ему приходится преодолевать.
…В зале, где проходит репетиция, — полумрак. Свет падает только на сцену, освещая лица актеров. Они готовятся к очередному номеру: кто-то выносит реквизит, кто-то торопливо примеряет накладные усы. До показа остается пять минут.
— Где наши плакаты? Принесите их сюда! — кричат девушки.
— Сейчас найдем, — отвечают парни.
На сцену из закулисья медленно выезжает деревянный стол. Хрупкая Алена еле толкает его и обращается к мужской половине «Будильника»:
— Чего вы сели-то? Помогайте! Звучит музыка. Значит, пора начинать. Студийцы садятся за парты и внимательно смотрят на преподавателя. По сюжету, он принимает экзамен. Сгорбившись над тетрадью, старательно читает каждую строчку. От неожиданности вздрагивает каждые три минуты. Молодежь балуется. Один положил бумажного человечка и прикрепил к нему батарейку -стоит только приоткрыть тетрадь, и вся конструкция взлетает вверх. Другой включил магнитофон на полную громкость. И что с того, что экзамен идет? Он ведь рэпер.
Ситуация — на грани абсурда.
Режиссер Демчук наблюдает за происходящим из зала.
— Следите, чтобы каждое ваше движение было скульптурным. Если требуется — вставайте на парты. Придумайте сами хоть что-нибудь! — призывает он.
Актеры тут же реагируют на замечание и начинают импровизировать. Строят гримасы и машут руками, изображая драку.
Развязка наступает неожиданно: экзамен окончен, студенты расходятся. Пожилой педагог достает из кармана платочек и вытирает пот со лба. Он чувствует себя героем древних мифов, этаким атлантом, на плечах которого держится небо.
— Перерыв — три минуты, -объявляет Юрий Демчук.
За кулисами наступает привычная суета. Времени у актеров немного, а еще надо переодеться и настроиться на следующий номер. Тем более что он абсолютно противоположен первому — серьезный, пластический.
— Закройте глаза. Останьтесь наедине с собой. Актер должен быстро входить в образ. Тем более что на «студвесне» мы показываем все номера в один день, — советует режиссер.
Ребята вроде слушают его, но продолжают перешептываться и переглядываться. Только две девушки по-настоящему сосредоточены. Впрочем, Юрий внимателен. Он не торопится включать музыку.
— Не разговаривайте, что бы ни случилось. Единственное, что вас может оправдать — если кто-нибудь упадет в обморок, — говорит Демчук.
Не подумайте, он вовсе не мучает актеров. Наоборот, переживает за них. А его строгость только на пользу коллективу.
Сама постановка напоминает фрагменты актерских тренингов по контактной импровизации. Ребята распределяются по парам. Девушки закрывают глаза, парни слегка касаются пальцами их голов. Один ведет — другая ведомая. Движения спокойны и плавны. Музыка, напротив, волнует. Текст настолько откровенен, что захватывает дух: «Я, как слепая, ощупью иду на голос твой, на теплоту, на запах… Не заблужусь в Плутоновом саду: где ты вошла — восток, где скрылась — запад».
— Будьте пластичнее. Слушайте музыку, следите за ее развитием. Сейчас я покажу, как все должно быть, — говорит Юрий и поднимается на сцену.
Вместе с Аленой он кружится в импровизированном танце. Доверие — вот что отличает этот дуэт. Актеры наблюдают со стороны. Наступает их очередь…
— Номер появился легко: услышал песню и придумал его. Остальные рождаются в муках. Я ничего не жду от «студвесны», а от выступления — жду. Для меня важно, что увидит зритель, что он почувствует, — сказал нам на прощание Юрий Демчук.
…Мы покидаем зал, а ребята продолжают репетировать. Благо, время у них еще есть: фестиваль начнется 15 апреля.
***
фото: Репетиция номера «История одного препода»;Режиссер Юрий Демчук;Артем Теребило;Сцена из пластического номера «Слепые».