Гильотина как скорая помощь
15 миллионов рублей в прошлом году было израсходовано на обрезку зеленых насаждений. Части своей кроны лишились сотни деревьев. Стал ли город от этого чище и краше?
Странное увлечение появилось последние годы у тюменцев — избавляться от зеленых друзей под окнами. Конечно, выкорчевать своими силами полувековые тополя энтузиастам не под силу, но можно ведь добиваться поставленной цели и чужими руками. Например, привлечь к этой работе управляющую компанию. Она найдет подрядчика, который не прочь за час-другой на несложной, с точки зрения пильщиков, процедуре заработать 10-15 тысяч рублей, а то и больше. Никакой квалификации для этого не требуется, были бы у подрядчиков в наличии вышка с люлькой да бензопилы. И дело сделано: были деревья-красавцы, а стали инвалиды.
— Зато пух не летит, — удовлетворенно заявляют иные горожане.
Удивительно, но у многих из нас — крестьянские корни. Какой хозяин своего подворья разрешил бы так кромсать деревья? Он бы десять раз подумал, прежде чем ветку обрезать.
— Я на даче вокруг каждой яблони с книжкой хожу — сравниваю, что можно обрезать, что нет, -поделился своим опытом Николай Романов, председатель постоянной комиссии по развитию ЖКК и благоустройству. — И все равно жалко. Говорят, что каждая обрезка для деревьев — стресс. Может, ветки и отрастут, но как переживут следующую зиму?
С таким же пиететом к каждому деревцу на своем-то участке относятся те дачники, которые в городе почему-то меняются до неузнаваемости. Все бы вырубили и закатали в асфальт. Так чище. А чистота воздуха — понятие эфемерное. Не задыхаемся же (хотя количество заболеваний астмой растет чуть ли не в геометрической прогрессии). И те, кто начинает летом кашлять, часто путают причину и следствие. Винят во всем не то, чем дышат, а то, что видят под ногами. И не слышат уверенья пульмонологов, что пух — сам по себе не аллерген, он лишь переносит то, что и так витает в воздухе.
Борьба тюменских экологов против варварской обрезки деревьев уже не первый год наталкивается на глухую стену непонимания и «объективных» доводов. И решающим, в конце концов, оказывается не человеческий, а коммерческий фактор. Обрезка деревьев — легкий способ заработать. Представьте, что вам выдали разрешение делать что-либо, но четко не указали, когда, как и сколько. Такой вот почти безграничный карт-бланш. И форма оплаты -сдельная. Это примерно то же самое, как в хирургию пустить всех, кто знает, как держать скальпель в руках, и оплачивать такой труд по количеству отрезанного…
Вчера на заседании постоянной комиссии по развитию ЖКК и благоустройству в защиту деревьев снова выступил Альберт Фахрутдинов, координатор коллегии экологов.
— В прошлом году на омолаживающую, формовочную и санитарную обрезку деревьев израсходовано почти 15 миллионов рублей, — сказал он. — Но как эта обрезка сделана? Почти 90 процентов ее выполнено с нарушением норм и правил. То есть деньги из городского бюджета потрачены во вред, а не в пользу деревьям и экологии. И начинаются эти нарушения не тогда, когда пилы начинают визжать во дворе, а когда управы выдают разрешения на работы. В документе не прописаны конкретные сроки обрезки, хотя известно, что деревья — не дрова, которые пилят круглогодично. Обрезку можно проводить в строго определенные периоды, пока не началось сокодвижение.
От безграничности возможностей и отсутствия должного контроля (никто не ходит с сантиметром, не проверяет: 50% длины стволовых ветвей срезано или все 90%), для злоупотреблений создается благодатная почва. Деревья не пожалуются!
Удивляет экологов и то, почему из всех возможных форм ухода за зелеными насаждениями самой большой популярностью в городе пользуется только обрезка.
— Когда вы последний раз видели на деревьях садовый вар? Или что возле них рыхлят пристволовую лунку? Или вносят подкормку? — перечислял Фахрутдинов. — Поливку и ту проводят только для одного процента насаждений.
Еще одним «тюменским ноу-хау» Альберт Фахрутдинов иронично назвал обрезку верхушек деревьев. Есть, конечно, ситуации, когда такая мера — вынужденная, например, если деревья растут вблизи линий электропередачи.
— От санитарной обрезки никуда не уйдешь. Так жизнь устроена. Но во всех других случаях необходимо, чтобы обрезка проводилась своевременно и технически грамотными людьми. Мы же голову сами себе не обрезаем -без нее невозможно жить! — эмоционально сказал Николай Романов.
А депутат Александр Захаров добавил:
— Давайте признаем, что губим деревья не столько по необходимости, сколько в угоду коммерческой направленности.
Комиссия решила обратиться за разъяснениями по всем вопросам, поставленным коллегией экологов, в администрацию города.
***
фото: