Случился пожар? Ищи человека…
Наглухо закрытый пожарный выход — очень страшно и смертельно опасно. Начальник межрайонного отдела дознания и административной практики N 10 ГУ МЧС по Тюменской области Руслан Валиуллин знает это не понаслышке.
Он и его сотрудники приходят на место пожара, когда огонь уже потушен. Однако именно они выясняют, по какой причине случилась трагедия, предавая размытым формулировкам, вроде «неосторожное обращение с огнем» или «нарушение правил противопожарной безопасности», вполне конкретные очертания. Кто-то бросил окурок, кто-то закрыл выход, который должен быть открытым.
— Даже небольшое задымление в здании, где находится много людей, может вызвать невероятную панику. Когда человек нервничает, дышать ему становится еще труднее. А представьте, если путь к лестничной клетке, свободной от дыма, ему вдруг преградит запертый запасной выход! Нередко это становится причиной того, что люди, не дождавшись помощи пожарных, прыгают из окон и теряют шанс на спасение, — рассказывает Руслан Радикович.
— Кажется, столько уже говорено о противопожарной безопасности. Неужели руководители еще не усвоили: обязательно проверить исправность огнетушителя, удостовериться, что все запасные выходы легко можно открыть? — спрашиваю я.
— Да, мы говорим об этом постоянно и везде, однако до сих пор не все слушают. В конце прошлого года, например, был крупный пожар на одном тюменском предприятии. Два человека получили серьезные увечья, один погиб, потому что не смог выйти из горящего здания — пожарный выход был закрыт.
— И что грозит тому, кто лишил человека спасительного выхода?
— Сотрудники следственного управления СК РФ по Тюменской области возбудили уголовное дело по факту гибели этого тюменца. Мы же возбудили административное делопроизводство — в связи с нарушением правил противопожарной безопасности. Нарушитель заплатил штраф в 600 тысяч рублей. Результаты же уголовного разбирательства мне пока неизвестны.
— Кроме административных дел, ваше ведомство уполномочено заводить уголовные?
— Да, конечно. За прошлый год их было три. Два — по 168-й статье УК РФ: «уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности». И одно — по 2-й части 261-й статьи: «уничтожение или повреждение лесных насаждений.»
— Маловато… По сравнению с количеством пожаров.
— Это не значит, что виновники остаются безнаказанными. Необходимо понимать: если пожар связан с гибелью людей, то дело уходит в следственное управление следственного комитета. Если во время проверки мы выясняем, что имел место поджог, то передаем все материалы в полицию для дальнейшего разбирательства. Сами же возбуждаем уголовные дела только в том случае, когда пожар обошелся без жертв, но имел серьезный материальный ущерб -более чем 250 тысяч рублей.
— Как разыскиваете лесных поджигателей?
— Это очень сложно. Мы, конечно, делаем все, чтобы установить виновников лесных пожаров. В первую очередь, выясняем причину возгорания. Запрашиваем метеостанцию — не был ли в районе пожара зафиксирован разряд молнии? Когда исключаем природную причину, обращаемся к участковым. Может быть, в это время кто-то ходил в тот лес в поход. Хотя санкционированные выходы на природу реже всего заканчиваются трагически. Чаще причина пожаров — пикники, не погашенный как следует костер, злоупотребление алкоголем. Люди приехали, отдохнули, уехали обратно в город. Как их потом найдешь? Даже если на пепелище остаются явные следы их присутствия — пустые бутылки, прочий мусор.
— Однако кое-кого все-таки находите? Одно из уголовных дел прошлого года — как раз по поводу уничтожения леса.
— Это один из немногих случаев, когда были свидетели. Двое мужчин пытались разрезать сварочным аппаратом трактор, который торчал в торфяном болоте в районе села Гусево, наверное, с 70-х годов. Видимо, искра попала на торфяник, он начал тлеть, загорелись растущие рядом деревья. У тамошних лесников уже были подозреваемые — с помощью полицейских мы на них и вышли. Всю вину взял на себя один человек. Ему грозит лишение свободы до четырех лет. За два гектара выгоревшего леса.
— Всего одна искра, и такая беда.
— За каждой «одной искрой» всегда стоит человек. Два других наших уголовных дела тоже связаны с подобной беспечностью. Житель села Луговое опаливал тушу свиньи горелкой, был пьян, неосторожно зацепил копну сена, которая лежала поблизости. Пламя уничтожило все дворовые постройки, и соседние тоже. Суд назначил штраф в 300 тысяч рублей, однако соседи, наверняка, подадут гражданский иск о взыскании причиненного ущерба. Дорого это обойдется виновнику чрезвычайного происшествия!
Как и жителю поселка Антипино, который, тоже в нетрезвом состоянии, проводил газосварочные работы у себя в гараже. Искра попала на сухую траву. Надо ли говорить, что было дальше?
— Еще одна распространенная и обидная, на мой взгляд, причина бытовых пожаров — это неисправная проводка.
— Такое бывает нередко. Во время проверки по пожару мы всегда устанавливаем причинно-следственные связи: указывалось ли человеку на несоблюдение мер противопожарной безопасности, был ли в этом доме пожарный инспектор?.. Исходя из этой информации, выясняется мера ответственности каждого за случившееся. И проводка, кстати, не единственное, на что люди не обращают внимания. Огромное количество пожаров в частных домах и банях случается из-за неисправного печного оборудования. На все замечания инспекторов селяне и дачники отвечают, что сами все знают, что печкой пользуются не первый год. А потом оказывается, что пользуются-то они ею неправильно. Нет у них притопочного листа на полу, нет отступа от легковоспламеняющейся стены дома.
— Наверное, часто этим грешат пожилые люди — рассеянность, память уже не та. Слышала, что январский пожар в высотном доме на улице Широтной тоже случился из-за печки. Правда, электрической. Бабушка забыла ее выключить.
— Да, она выставила обогреватель на балкон, где сушилось белье, включила его на полную мощность и ушла смотреть телевизор. От пожара серьезно пострадали несколько соседних балконов. Хорошо, что бабушка осталась цела. Уголовное дело мы возбуждать по этому факту не стали: внук возместил соседям весь ущерб. А что возьмешь со старенькой бабушки? Единственное, на что надеюсь: впредь близкие люди не будут оставлять ее одну, станут почаще навещать. Кстати, такое пожелание ко всем, у кого есть пожилые родственники.
— Почти каждый день мы слышим, что загорелось там-то и там-то. А впереди лето, и гореть, как ни прискорбно, будет еще больше. Справляетесь? Чего на сегодня не хватает вашей службе?
— Сейчас у нас в отделе 24 сотрудника, 17 специалистов — с высшим юридическим образованием, двое — с высшим специальным. Справляемся. Однако не хватает, все-таки, оперативно-розыскной части, как, например, в полиции. У нас нет полномочий обеспечить принудительный привод подозреваемого, нет доступа ко многим информационным базам, что гораздо облегчило бы поиск нарушителей. Но мы сотрудничаем в этом плане с полицией, и это дает свои результаты.
***
фото: Руслан Валиуллин