X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Тюмень празднует Победу

9 мая в 10.00 торжественный парад Победы двинулся по улице Республики от улицы Первомайской. Колонны шли в сторону площади Памяти. Следом за военизированными колоннами шли демонстранты: студенты, школьники, спортсмены, сотрудники разных организаций…

…Зрители толпились за ограждениями, высовывались из окон жилых домов и офисных зданий, некоторые даже умудрились вскарабкаться на опоры уличного освещения. Вместе с фотоаппаратами.

— А к вам можно? — просились прохожие на балконы к жителям домов, стоящих вдоль улицы Республики.

И их принимали. Через пару минут они уже перегибались через балконные перила, потеснив хозяев, и с восторгом рассматривали яркие шеренги с высоты нескольких этажей.

Казалось, равнодушных в это солнечное утро в Тюмени не осталось. Кстати, в толпе перешептывались: а не разогнали ли тучи какой-нибудь хитрой установкой специально к празднику?

С ПОРТРЕТАМИ ДЕДОВ И ПРАДЕДОВ

Михаил Прокопьевич Пономарев, ветеран Великой Отечественной войны, боец 482-й артиллерийской бригады 2-го Украинского фронта, любил ходить на парад Победы со своими детьми и внуками. Но вот уже почти 15 лет они выходят 9-го мая в город без него, но с его портретом.

… За полчаса до начала парада на улице Первомайской шум и суета. Там готовятся к шествию студенты, здесь — школьники, чуть поодаль юные спортсмены поднимают над головой разноцветные олимпийские кольца. Их тренер смотрит на нас с фотокорреспондентом Катей Христозовой строго, говорит — ребятам с прессой общаться пока некогда, им надо репетировать.

А Юрий Михайлович Пономарев пообщаться рад. Он не прячется от фотокамеры за транспарантами и воздушными шарами, как многие, не ссылается на занятость, он с гордостью показывает нам портрет своего отца, чья грудь увешана наградами. Говорит:

— Посмотрите, среди наград и орден Красной Звезды есть. Отец форсировал Днепр. Он был водителем, за время войны потерял четыре машины, к Победе приехал уже на пятой — с контузией, правда… Его не стало в 1999 году.

Но традиция каждый год ходить на парад в семье Пономаревых жива до сих пор. Сейчас они как раз должны собраться все вместе — Юрий Михайлович пошел искать в толпе своих детей и племянников, а еще людей, что тоже пришли на парад с портретами отцов и дедов. Таких, не считая школьников, которые шли с портретами ветеранов в организованной колонне, было много. У кого-то это были фотографии, распечатанные в большом формате, заметно подретушированные и заламинированные. А у кого-то — старые, потрепанные по краям, черно-белы е карточки, заботливо прикрепленные к лацканам одежды булавочками или скрепками, с левой стороны — поближе к сердцу.

ХОЧЕТСЯ НА ПАРАД ДО СЛЕЗ

На фоне молодых людей, одетых в яркие — желтые, зеленые, красные, голубые — жилеты и банданы резко выделяется черная колонна.

— Это нас под цвет олимпийских колец нарядили, — объясняет Наталья Замятина, педагог из детско-юношеского центра «Гранд».

— Среди этих колец и черное есть, символ Африки. Мы сначала были удивлены, а потом решили, что не в цвете одежды дело, а в праздничном настрое!

Воспитанники центра «Гранд» (их на парад собралось около сорока), и правда, очень по-праздничному настроены. Хотя совсем недавно некоторые из них… плакали.

— Один мальчик пришел в серой кофте, а условие было — чтобы все в темное оделись, — рассказывает Наталья Замятина. — Ну, мы и хотели его домой отправить, а он расплакался. Говорит: я так мечтал в параде участвовать! Так что оставили его в шеренге.

Наталья Анатольевна помнит, как и сама в школьные годы каждый раз с нетерпением ждала Дня Победы, чтобы вместе с учителями и одноклассниками выйти на демонстрацию.

— За несколько дней до этого мы клеили на тополиные веточки белые бумажные цветы, — рассказывает она. — А еще ездили в лес за подснежниками. Сейчас, конечно, все красочнее, масштабнее проходит, но в моей памяти почему-то именно те демонстрации остались.

ПАМЯТЬ ВЕЧНАЯ И ПАМЯТЬ АЙФОНОВ

Сейчас же парады молодежь предпочитает хранить все больше в памяти своих телефонов и айфонов. Многие смотрели на торжественное шествие сквозь объективы мобильных устройств. Будут ли пересматривать эти видеозаписи и фотографии дома? Покажут ли друзьям и родственникам, которые не были на празднике? Или выложат на своих страничках в социальных сетях?

Наверное, и то, и другое — неплохо. Тоже, какая-никакая, а память. Пусть не столь долговечная и надежная, как, например, память Андрея Порфирьевича Матанцева, но все же.

— Тогда фотоаппаратов у нас не было, — говорит он, — но одна картинка до сих пор четко стоит перед моими глазами: когда солдаты наши с победой в Ишим, где я ребенком жил, пришли. Помню их очень худыми, измученными.

Помнит вернувшихся с войны односельчан и Геннадий Николаевич Наймушин. Из 24 мужчин, которые уходили на фронт из села Кокуй Упоровского района, возвратились только двое.

— Один из них, представьте, встретился во время войны с сыном, но сын погиб, а отец выжил, — говорит Геннадий Наймушин.

Повзрослев, он прослужил пять лет в армии, в послевоенной Германии. Говорит, что большинство местных жителей уважительно относились к русским солдатам, кто-то даже отдавал честь при встрече.

ВСТАВАЛИ, НЕ СГОВАРИВАЯСЬ

— Тюмень была далекой от линии фронта, однако отсюда на войну уходили лучшие ее сыны, — говорит губернатор Тюменской области Владимир Якушев с трибуны, приветствуя парад.

… Лучшие сыны и дочери тюменской земли шли по улице Республики медленно, но с достоинством. Накануне они отказались ехать на специальной платформе, сказали, что сами. Идущие следом военные тактично сбавляли шаг, чтобы не поджимать ветеранов. Трибуны, не сговариваясь, поднимались им навстречу. И вот этот порыв — то, что не записано в сценарии — каждый год трогает больше всего.

А еще — студенты со школьниками, которые, отбиваясь от своих колонн, бегут к пожилым людям, сидящим в первых рядах на трибунах и дарят гвоздики.

ЛИЗОНЬКЕ ПРО ВОЙНУ РАНО

Думала, от улицы Первомайской до площади Памяти дойдут немногие зрители. Ошибалась. На всем пути народу меньше не становилось. Дети ехали вслед за парадом на плечах своих пап, меряясь друг с другом: у кого выше поднимется воздушный шарик.

Выше всех летел надувной мультяшный герой Губка Боб. Желтый, улыбающийся во весь рот, он поднялся над шариками-танками и шариками-самолетами.

— Кто это такой? — удивился пожилой мужчина, который шел рядом со мной. — Но, в любом случае приятнее, чем танк.

Хотя и танки в этот день стали для юных тюменцев всего лишь игрушками. Дети карабкались на боевые машины, выставленные на площади Памяти, выкрикивая победное «Ура!»

А маленькая Лиза на танк не полезла. Ей удобнее на руках у деда — Николая Старкова. Она с интересом перебирает пальчиком награды на его форменной одежде. Ее дед — тоже ветеран, но другой, афганской, войны.

— А я Лизоньке про войну-то и не рассказываю, — шепотом говорит нам Николай Егорович. — Зачем? Рано ей еще. Хотя, что такое победа и Родина, она уже знает!

ПОГОДА МЕНЯЕТСЯ

— Погода-то как меняется, — щурясь и улыбаясь, смотрит на солнце Марина Александровна Княжева.

Встретила я ее совсем неожиданно, уже когда все колонны прошли, а горожане постепенно начали расходиться кто куда. А Марина Александровна не торопится, любуется на небо.

— В 1945-м в это время в городе снег еще лежал, когда солдаты-то с победой вернулись, — говорит она.

— А вы, наверное, тогда еще ребенком были? — спрашиваю я.

Моя племянница Лиза смотрит на нашу собеседницу с любопытством, ей пока трудно представить, что и такие бабушки когда-то были детьми.

— Да — вот такой примерно и была, — показывает она на смущенную Лизу. — Помню, как солдаты к нам домой заходили — на запах вареной картошки, просили у мамы: «Тетенька, угостите». Она, конечно, угощала. А мы, школьники, бегали в госпитали к раненым солдатам — помогали им письма домой писать. А все-таки хорошо, что сегодня так тепло.

ВОЙНА-ТО ЗАКОНЧИЛАСЬ!

Нешуточную оборону в этот день пришлось держать продавцам продуктовых магазинов. Они преграждали путь горожанам к прилавкам с запрещенной к продаже в праздничный день алкогольной продукцией.

— Не положено! — увещевает продавщица нескольких парней. -Какие наркомовские сто граммов? Вы что? Посмотрите на улицу -война-то давно закончилась!

***
фото: Линейный на параде;В военном костюме;Шествие ветеранов;Юрий Пономарев;Шли пешком, ехали на мотоциклах;Участник Сталинградской битвы Петр Ананьевич Александров;Андрей Порфирьевич Матанцев с внуком Станиславом;Николай Старков с внучкой Лизой;Пушка;Пушка

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта