Новые герои путепровода
Южная развязка теперь оправдывает свое название — на верху широкого путепровода жарит солнце, и гуляет почти степной ветер.
Монтажники «Мостостроя-11» установили тринадцать из шестнадцати пролетных строений. Пока внизу ползут пешеходы и теснятся на дорогах машины (шум от которых разносится многократным эхом под телом путепровода), на верхотуре — простор и спокойствие. Ощущение, будто находишься не в центре городской жизни, а на загородной трассе среди полей.
У монтажников сейчас полно забот на земле. Надо устроить шкафные стенки по краям путепровода, чтобы затем уложить насыпь. Перенести линию теплотрассы, которая стоит на пути моста — под нее роют котлованы. Сделать правоповоротные уширения — с улицы Чаплина на Мельникайте уже ведет аккуратная дорога из щебенки, окаймленная бордюрами. Так что главные герои путепровода в эти дни — сварщики.
Тут и там на рыжем полотне моста видны их защитные тенты -как теплицы на огородах. Работают звеньями по четыре человека — двое днем, двое ночью. За сутки успевают «окучить» — прирезать, выровнять и сварить — до 30 метров металлических плит.
— Как бы ни обещало нам начальство высоких зарплат, если мы будет варить, например, 60 метров в сутки, — говорит сварщик Юрий Долгих, — невозможно прыгнуть выше своей головы.
Долгих устроился в «Мостоотряд-87» ровно 23 года назад, в 1990-м. Во времена, когда ни в Тюмени, ни в Тобольске не то что развязок не строили — дорог нормальных не было. А Юрий тогда ездил по всей стране и возводил красавцы-мосты.
В Воронеже в 1996 году его поразили идеально ровные мостовые блоки — сваривать их было легко и приятно. В Сургуте был самый интересный мост — вантовый, через Обь. А Тюмень в прошлом году заставила его вспомнить Советский Союз.
— На Московской развязке чувствовал себя… стахановцем, — говорит сварщик. — Такие были темпы! Неудивительно, что молодежь не выдерживает нагрузок -поработают месяц ребята и уходят.
Переманивают в другие места и квалифицированных рабочих. В Тобольске развернулась огромная стройка нефтехимического комплекса, в Тюмени растут новые микрорайоны — людей, проверенных сложным и ответственным мостостроением, берут не глядя.
За месяц Юрий Долгих с напарниками и звеном Мухаметдина Чабарова (всего восемь человек) способны заварить 42-метровое пролетное строение Южной развязки целиком: соединить между собой балки, ортотропные плиты и консоли. Так что к середине лета часть путепровода напротив «Ленты» будет готова полностью. Тем временем «Мостоотряд-36» перенесет теплотрассу, возведет последнюю опору и закончит сборку путепровода.
— Потом поедем на новый объект, — говорит сварщик. — Хотя у вас тут планируют строить два новых моста через Туру. Глядишь, далеко нам ехать не придется!
Вместе со сварщиками над металлическими конструкциями Южной развязки трудятся и новички мостостроения, так называемые разнорабочие. Они, к примеру, красят болты под самым сводом путепровода, так что их невидно ни сверху, ни снизу. Да и сами они внимания чураются — отправляют корреспондентов к монтажникам или сварщикам. Есть ли у них возможность повысить квалификацию на стройке?
— Почему нет, — отвечает наш новый знакомый Долгих. — Было бы желание работать. И любовь к мостам.
***
фото: Юрий Долгих;Монтажник Константин Зеленецкий;Александр Слиньков красит болты;Бригада сварщиков «Мостоотряда-36».