Лидер нефтегазовом революции
«Тюменский курьер» продолжает публиковать отрывки из книги Марины Комгорт и Виталия Майданова, посвященной 100-летию со дня рождения Александра Константиновича Протозанова (1914-2006).
Начало в NN80, 81,88.
5 июля 1965 г. А.К. Протозанов и председатель Тюменского облисполкома А. Михайлов направляют докладную записку в Совет Министров РСФСР. В записке содержится просьба разрешить организовать в 1965-1966 гг. в Ханты-Мансийском национальном округе четыре совхоза Министерства сельского хозяйства РСФСР на базе пяти сельскохозяйственных и трех рыболовецких экономически слабых колхозов, шесть совхозов или подсобных хозяйств при нефтеперерабатывающих предприятиях объединения «Тюмен-нефтегаз», пять совхозов при лесопромышленных предприятиях комбината «Тюменьлес». В Ямало-Ненецком национальном округе предлагалось организовать в 1965 г. один совхоз на базе Ла-бытнангского отделения Ямальской сельскохозяйственной опытной станции и в 1966 г. — один совхоз объединения «Тюменнефтегаз» на вновь осваиваемых землях…
Тюменский обком КПСС продолжает ставить вопрос об организации в области самостоятельного управления гражданской авиации. Об этом свидетельствует письмо, адресованное председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину (23 сентября 1965 г.). В письме сообщалось, что Тюменская авиагруппа в составе шести авиаотрядов и двух отдельных эскадрилий осуществляет воздушное сообщение с 14-ю городами, 50-ю рабочими поселками и населенными пунктами. Общая протяженность авиалиний составляет 24 тыс. километров, на перевозках занято более 300 самолетов и вертолетов с количеством работающих 4 тыс. человек. Авиация является основным средством сообщения с северными районами области, причем, за последние три года объем грузоперевозок увеличился в два раза. В этих условиях, — резюмировалось в письме, -«Уральское управление гражданской авиации, обслуживающее сейчас Свердловскую, Пермскую, Челябинскую, Курганскую и Тюменскую область, не в состоянии обеспечить оперативного руководства подразделениями Тюменской авиагруппы, а тем более повседневно заниматься дальнейшим развитием авиационного транспорта».
По поручению А.Н. Косыгина Министерство гражданской авиации рассмотрело предложение Тюменского обкома и в принципе с ним согласилось, но посчитало невозможным реализовать его в настоящее время…
Серьезный вопрос: о перспективах города Тюмени
На большинстве заседаний бюро председательствовал Щербина. Когда эту функцию доводилось исполнять второму секретарю, то на обсуждение выносились, как правило, вопросы, которыми Протозанов занимался детально много лет и продолжал их курировать на новом-старом своем посту. Так, когда 27 июля бюро было поручено провести Александру Константиновичу, то основными вопросами повестки были: «О перспективах развития и численности населения г. Тюмени» и «О приеме студенческих строительных отрядов в 1966 г.».
По первому вопросу бюро заслушало сообщение архитектора института «Ленгипрогор» Е.И. Кулакова, представившего эскиз генерального плана застройки города и схему первой очереди строительства областного центра. По расчетам института, в перспективе численность населения Тюмени должна была составить 490-500 тыс. чел. Бюро одобрило представленные «Ленгипрогором» материалы и предложило ряд замечаний. Проектному институту было рекомендовано: проработать вопрос о размещении нового жилищного и культурно-бытового строительства за счет сноса деревянного жилого фонда в центре города, Затюменском районе и в привокзальной части Калининского района; освободить левый берег Туры от промышленных и коммунально-складских предприятий, организовав вдоль берега озеленение; к концу расчетного срока закрыть фанерный комбинат и вынести неблагоприятные в санитарном отношении цеха овчинно-меховой фабрики на площадку завода по первичной обработке кожи; проработать вариант ликвидации железнодорожного перегона Тюмень-Тура с организацией обслуживания прибрежного промузла со станции Войновка или станции Промышленной; существующий в Плеханово аэропорт следовало сохранить, предоставив его площадку после завершения строительства нового аэропорта под жилищное и культурно-бытовое строительство; предусмотреть размещение усадебной одноэтажной застройки за пределами городской черты в д. Казарово и Антипино; включить в состав объектов первой очереди строительство завода сварных труб, завода по ремонту насосного оборудования и завода по ремонту электрооборудования и электропогружных насосов; предусмотреть возможность размещения в Калининском жилом районе промышленных предприятий, не вредных в санитарном отношении, для обеспечения занятости жителей нового района…
Александр Константинович продолжал вести борьбу с проектировщиками Нижнеобской ГЭС. 21 сентября 1966 г. обком направляет письмо председателю Госплана СССР Н.К. Байбакову с предложением ускорить рассмотрение вопросов, связанных со строительством ГЭС. По мнению обкома, существующие ограничения на строительство постоянных объектов на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов, учитывающие возможность их затопления водохранилищем Нижнеобской ГЭС, приносят ущерб народному хозяйству. Под давлением существующего запрета проектные организации вынуждены были забраковать ряд хороших строительных площадок, выбранных для сооружения лесохозяйственных комплексов, перевалочных баз, железнодорожных трасс, что вызвало удорожание строительства и ухудшение условий жизни людей во вновь осваиваемых районах.
По содержанию ответа Байбакова, датированному февралем 1967 г., можно судить, что в вопросе проектирования и строительства Нижнеобской ГЭС окончательная точка еще не была поставлена. «Гидропроект осуществляет составление комплексного проектного задания на строительство ГЭС, — писал председатель Госплана, — с учетом интересов газовой, нефтяной и лесной промышленности, сельского хозяйства, водного транспорта и других отраслей народного хозяйства. К настоящему времени эта работа еще не закончена, и делать окончательные выводы по вопросу строительства ГЭС преждевременно».
В октябре 1966 г. Тюменский обком направляет письмо министру высшего и среднего специального образования РСФСР В.Н. Столетову с просьбой об открытии в Тюмени в 1967 г. Строительного института: «Министерство газовой промышленности заинтересовано в создании такого института и согласно взять на себя часть расходов, связанных с его организацией. Необходимые помещения для института, жилье профессорско-преподавательскому составу и студентам будут выделены в Тюмени». Ответ министра был отрицательным. Поскольку подготовка инженеров-строителей в Уральском экономическом районе осуществлялась в Свердловске (УПИ), Перми (ППИ), Магнитогорске (Магнитогорский горно-металлургический институт) и ТИИ, Министерство сочло более целесообразным расширение подготовки инженеров-строителей в некоторых вузах Уральского экономического района, а не организацию самостоятельного строительного института в Тюмени. Ведомство согласилось рассмотреть вопрос о расширении приема на строительный факультет ТИИ или об увеличении приема на строительные специальности в любом другом вузе Уральского экономического района, осуществляющем подготовку инженеров-строителей.
В феврале 1966 г. по решению бюро Тюменского обкома КПСС А.К. Протозанов возглавил Совет по координации научной разработки проблем, связанных с освоением природных богатств области. Ряд писем за подписью Александра Константиновича, адресованных в вышестоящие инстанции, свидетельствует о его неформальном подходе к новым обязанностям. В июне 1966 г. Тюменский обком обращается в Совет Министров СССР с предложением организовать в Тюмени Сибирский филиал научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве с мерзлотными станциями в Сургуте, Тарко-Сале, Тазовском, Новом Порту. «Комплексное изучение зональных и местных особенностей вечной мерзлоты, — считали в обкоме, — не терпит отлагательств».
В сентябре 1966 г. Протозанов направляет письмо заместителю председателя Совмина СССР, председателю Государственного комитета по науке и технике, министру химического и нефтяного машиностроения с обоснованием необходимости создания на базе Тюменского проектно-конструкторского и технологического бюро Сибирского института нефтепромыслового машиностроения. Институт подобного профиля должен был помочь в решении проблемы создания бурового оборудования и наземного транспорта, адаптированного к работе в заболоченных, труднодоступных северных районах с низкими температурами.
«Повесить их за такое!», или «Герои!
Великое месторождение открыли…»
Развитие геологической отрасли по-прежнему находилось в центре внимания Александра Константиновича. И по должностным обязанностям и по особой привязанности к геологии он всегда в курсе новых открытий и всех проблем, возникающих в геологических организациях.
Об этом свидетельствует, в частности, обращение Протозанова к председателю ВЦСПС В.В. Гришину в ноябре 1966 г. с просьбой о создании областного комитета профсоюза геологоразведчиков. С момента создания в 1962 г. группового комитета профсоюзов численность геологов увеличилась с 1,5 тыс. до 18 тыс. человек, и прежняя структура не могла обеспечить необходимого руководства их профсоюзными организациями.
В сентябре 1966 г. Александр Константинович ходатайствует в Высшую аттестационную комиссию о разрешении главному геологу Тюменского геологического управления Л.И. Ровнину защитить кандидатскую диссертацию по совокупности опубликованных работ на тему «Геология, нефтегазоносность и перспективы нефтегазоносное Тюменской области». ВАК позволил Льву Ивановичу представить к защите вместо диссертации совокупность научных работ.
Ко времени избрания Александра Константиновича вторым секретарем обкома тюменские геологи вышли на территорию Ямало-Ненецкого округа, где к 1965 г. были открыты Тазовское, Новопортовское, Губкинское и Заполярное месторождения.
Одним из примеров характерного для стиля работы Александра Константиновича оперативного реагирования на возникающие ситуации является его непосредственное участие в ликвидации аварии на Пурпейском газовом месторождении.
Бурение скважины Р-101 на Пурпейской площади бригада В.И. Шестакова начала в январе 1965 г. В ночь с 10 на 11 февраля вахта бурильщика Письмянова начала подъем бурильной колонны для смены сработанного долота. Менее чем через час из межтрубного пространства неожиданно началось выбрасывание глинистого раствора. Выброс был настолько внезапным и так быстро перешел в открытое фонтанирование газа, что вахта успела только заглушить дизели, электростанцию и потушить топку котельной установки. Свободно фонтанирующий газ поднимался вверх, из скважины вылетали куски породы.
Спустя полчаса после начала газового выброса в южной стороне, примерно в 40-60 метрах от буровой, образовались два грифона (грифоном в геологии называют внезапный прорыв на поверхность газа, движущегося под большим давлением по затрубному пространству буровой скважины). Как правило, грифон сопровождается образованием кратеров, диаметр воронки которых достигает нескольких десятков и даже сотен метров.
В целях предупреждения несчастных случаев люди были эвакуированы в безопасное место.
Утром 11 февраля произошло воспламенение фонтана газа. Вся буровая была объята пламенем, высота которого достигала 200 метров. Через 10-15 минут под воздействием огня вышка разрушилась. На ее месте образовался кратер, в котором исчезли буровая установка, каротажная машина, цементировочный агрегат и другое оборудование.
По воспоминаниям очевидцев, вода в кратере нагревалась до 70 градусов. В результате пожара река Пяку-Пур изменила течение и на расстоянии 65 километров вскрылась ото льда. На березах проклюнулись листочки, кое-где зазеленела трава.
Продолжение следует.
***
фото: академик А. Аганбегян, первый секретарь Тюменского горкома Ю. Меркулов, А. Протозанов;Б. Щербина и А. Протозанов среди встречающих председателя Совмина А. Косыгина);на праздничной трибуне А. Протозанов, Г. Богомяков, Б. Щербина, К. Макурин, председатель облисполкома