X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тебя не слушают? Пиши!

Татьяна Соломатина. «Мой одесский язык». Издательство «Эксмо», 2011 год.

Наткнулась на эту книгу в городской библиотеке. Заинтересовало название. Имя автора было неизвестно. Как выяснилось после прочтения книги, не известно мне, а многим читателям уже известно. Во всяком случае, так утверждает сама автор.

Звучит разоблачительно? Вроде бы упрекаю Татьяну Соломатину в нескромности. Не стану отрицать, в скромности ее упрекнуть точно не смогу. Но это не портит впечатления от книги «Мой одесский язык». Здесь относительно молодой писательнице удалось гармонично сочетать частенько прорывающуюся эйфорию от неожиданного читательского успеха и гордости за себя с чисто одесским юмором и умением посмеяться над своими же слабостями.

Честно говоря, ждала от книги другого — больше об одесском языке. Но Татьяна Соломатина не филолог. Она врач-акушер. Возможно, поэтому в книге больше авторской биографии. Но написано интересно. Свежо, по-одесски.

«Все те одесситы, что стали известными московскими писателями, были просто-напросто вынуждены ими стать. Их, понимаете ли, никто не слушал! Вы когда-нибудь сидели за накрытым в тени винограда столом где-то под Жеваховой горой? А я — да. Меня никто не слушал. И я стала писателем. Теперь они читают мои книги. Но меня по-прежнему никто не слушает за накрытым в тени винограда столом где-то под Жеваховой горой. Они так шумно мною гордятся, меня хвалят, меня же осуждают (тут же — невзирая на мое присутствие) и вообще -страшно сплетничают, перебивая друг друга, что мне только и остается, что писать книги».

Автор, правда, не вдается в этимологию языка одесситов. Но ей удалось создать по-настоящему живые образы, а из них — образ Одессы и ее жителей. Благодаря этому, намек на понимание — почему у одесситов такой необычный, не по-русски жизнерадостный русский язык.

«Мой одесский язык — это язык широкого мраморного подоконника, прохладного в самую липкую жару. Ранним утром быстро-быстро по Долгой, но уже не по улице, а просто по долгой улице Чкалова. Карла Маркса, Ленина, Пушкинская, туберкулезная улица Белинского, венерический переулок Веры Инбер, бесконечная лестница — и ты уже на Ланжероне. Тут белые шары, вернее, они — там, а ты купаешься тут, потому что тут в море есть заветный камень. Летним днем о нем знают все. Ранним осенним утром — только ты».

Что-то не припомню среди известных современных писателей одесситок. Известны в основном мужчины. В основном, Михаил Жванецкий. Есть еще эстрадная «тетя Соня» в исполнении Клары Новиковой. Но сколько в этой «тете Соне» от Клары Новиковой — не известно. Так что, можно сказать, в лице Татьяны Соломатиной мы получили первую одесскую писательницу. Правда, как и большинство пробившихся к успеху, живет она в Москве.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта