Новое звучание старой рок-оперы
На официальном сайте Тюменской филармонии горожане оставляют свои комментарии к концертам, задают вопросы.
Но происходит это, скажем прямо, не часто. Если, конечно, речь не идет о новой постановке заслуженного деятеля искусств России и Украины Антона Шароева «Иисус Христос — суперзвезда».
Рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера на либретто Тима Райса в тюменской интерпретации заинтересовала горожан еще на стадии подготовки. Люди уточняли: на каком языке она будет исполняться? Кто поет главные партии — Христа, Иуды, Марии Магдалены?
После премьеры, которая состоялась 4 июня, отзывы на сайт повалили, как из рога изобилия. Вот один из них, присланный Марией:
«Только что возвратилась с представления. Эмоции свежи. Сделано — супер. Музыка выше всяких похвал! Шла с мыслью «посмотреть что получилось, сделав скидку». Тем более что премьеру не раз переносили. Но это стоило ожидания! Отлично пел хор — идеально и органично. Спасибо и солистам-мужчинам. Они абсолютно все не только пели профессионально и красиво, но и изумительно играли свои роли. Очень хочется еще раз посмотреть эту постановку в новом сезоне».
Отзывы, впрочем, не только хвалебные, есть и критика. Но заметно: критикующие искренне переживают за судьбу постановки, просят добавить на сцену микрофоны, чтобы голоса исполнителей было лучше слышно на последних рядах зрительного зала.
Что же вызвало бурный интерес горожан? Во-первых, творение Антона Георгиевича Шароева, его оркестра «Камерата Сибири», хоровой капеллы Тюменской филармонии и солистов, что приехали из Магнитогорска по приглашению маэстро. Это не совсем та рок-опера, которая нам известна. Во-первых, она статична. Когда зрители говорят об актерской игре исполнителей, они имеют в виду более тонкое искусство, нежели демонстрировали, например, певцы театра на Бродвее, которые во время исполнения помогали себе еще и пластикой. В нашем варианте певцы могут играть только голосом и мимикой. Согласитесь, это сложнее.
Во-вторых, рок-опера в тюменском исполнении — более классична, чем, простите, ее классический вариант. Объясню: Шароев не стал использовать элементы более легкого жанра — мюзикла. Он поставил оперу в прямом смысле этого слова. Настолько, что даже хочется отбросить приставку «рок». Несмотря на то, что, наряду с оркестровыми инструментами, в постановке звучит электрогитара, которой отведено существенное место. Опера получила совершенно новое звучание, полностью оправдывая статус эксперимента — так называют постановку в филармонии.
В-третьих, интерес у публики вызвали солисты, которых мы до этого не видели и не слышали. Зрители отметили, что Александр Гайнутдинов на канонического Иисуса похож даже внешне. Как оказалось, не случайно. У него еще несколько лет назад появилась мечта поставить оперу «Иисус Христос — суперзвезда» с однокурсниками. Именно тогда Александр отрастил волосы и бороду. А мечта исполнилась, хотя и не совсем так, как он предполагал.
Олесе Змушко, что исполняла партию Марии Магдалины, пришлось сложнее: на время работы над постановкой из привычного и подходящего ей лирического сопрано пришлось переквалифицироваться в меццо-сопрано. Публика отметила, что хотя певица и справилась с ролью, было заметно, что нижние ноты даются ей с некоторым трудом.
И, в-четвертых, всем было интересно послушать оперу на языке оригинала. Свой английский тренировал весь поющий состав. Спрятать несовершенство во владении иностранным языком было невозможно, как и отвлечь от этого внимание зрителей костюмами и сценическим действием. Поэтому певцы работали серьезно и добились результатов, которые превзошли ожидания слушателей, большинство из которых английский, конечно, понимают.
Словом, не зря любители популярного произведения Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса ждали премьеры. Им показали то, чего они еще не видели.
***
фото: Маэстро Антон Шароев;Поют участники хоровой капеллы;Статичное исполнение оперы «Иисус Христос — суперзвезда» (в центре Александр Гайнутдинов).