Раздор из-за бездомных
Больше года в благотворительной столовой ждали нового микроавтобуса, чтобы развозить обеды для малоимущих. Машина появилась, но появились среди горожан и противники соседства с голодными и бездомными.
Такая столовая открылась в Тюмени в 2007 году. Вначале она располагалась в старом вагончике, который разместился на территории Вознесенско-Георгиевского храма возле моста Влюбленных. И в жару, и в холод сюда ходили те, кого раньше называли «сирые и убогие», кому совсем жить негде и приготовить себе нечего. И те, у кого есть крыша над головой, но не хватает денег на миску горячего супа.
Шесть лет длилось это соседство. Храм брал на себя все расходы и по электроэнергии, и по водоснабжению. Но осенью прошлого года у благотворительной столовой появился новый адрес — на улице Чекистов, где отремонтировали бывшее общежитие и превратили его в социально-реабилитационный комплекс «Богадельня».
Тогда же нашли и транспорт для передвижной столовой. Только «газель» прослужила недолго, сломавшись от старости. В холода бездомные остались без горячего питания, но помог депутат областной Думы Сергей Медведев, который договорился с управляющей компанией «Север» о временном помощи транспортом.
Свою машину — белый «ситроен», который передал в дар один из предпринимателей — богадельня получила в апреле этого года. По городу машина делала три остановки: на автовокзале, железнодорожном вокзале и на «старом месте» у моста Влюбленных. Но не прошел и месяц, как появились недовольные таким соседством.
Однажды на привокзальной площади к «ситроену» с надписью «Благотворительная столовая для бездомных людей» подошел человек в форме и вежливо попросил поставить машину «подальше от глаз людских», объяснив, что вокзал — ворота и лицо города, и это лицо не может выглядеть так неприглядно. Пришлось перенести стоянку.
А далее подобные неприятности стали возникать и у моста Влюбленных. Молодоженам, которые любят делать снимки на память на фоне старой части Тюмени, не нравилось, что в кадр попадают люди «сомнительной наружности». Сами молодые не опускались до разборок с бездомными, но несколько раз к поварам столовой спускались с моста неофициальные представители молодых супругов с настойчивым предложением «уйти куда-нибудь подальше».
— Нам так и сказали: «Встали бы вон туда, ближе к фанерному комбинату, там за деревьями вас будет не видно», — вспоминает повар Алена Раут. — Мы и уехали, не хотели людям настроение портить…
Но и здесь, в закоулках старой Тюмени, на пересечении улиц Поперечной и Береговой, прижиться не удалось. В мае депутат городской Думы Ришад Зиганшин получил письмо-обращение жителей домов по улице Береговой (его подписали пять семей), которые жаловались на неприятное соседство с бездомными.
— Они собираются здесь за несколько часов до приезда машины и ведут себя неприлично, -рассказывает Мария Харбатович, одна из тех, кто подписал письмо. — Кричат, ругаются, бранятся нецензурно. Здесь же, простите, ходят в туалет, мусорят. Не лучше становится, и когда приезжает машина. Откуда не возьмись приходит целая свора собак, они лают. Поймите, у нас маленькие дети, нам страшно в это время выпускать их на улицу!
Можно поверить, что такое соседство — не из приятных. Правда, сколько бы раз мы ни приезжали, никогда не видели раскиданного вокруг мусора. Разовые стаканчики и тарелки часто идут в ход второй раз, когда голодные идут за добавкой. И, в отличие от тарелок в обычной столовой, недоеденного не остается. Не бывает и брошенных корок хлеба.
Да, бездомные часто подкармливают собак. Они знают, что такое голод, и готовы поделиться с братьями меньшими корочкой хлеба.
Кстати, злобных собачьих стай мы тоже здесь не увидели. По версии других жителей близлежащих домов, эти собаки — вовсе не бездомные псы, а соседские псины, которые живут во дворах.
Вызывает сомнение и обвинение в том, что бездомные приходят сюда «еле тепленькими», а потом пьяными валяются под кустами. Согласно заведенным здесь правилам (с которыми, кстати, никто не спорит, и все их соблюдают) людей в нетрезвом состоянии благотворительная столовая не обслуживает.
Впрочем, всего увидеть нельзя, и ситуации, возможно, тут возникали всякие. После того, как на этом месте появился один из пунктов кормления бездомных, улица разделилась по словам самих жителей, на два лагеря — за и против.
— Знаете, кто против? — говорит один из жильцов дома по улице Береговой. — Все, у кого по одной-две машины стоит около ворот. Ведь у нас тут семьи живут разные: у одних — почти коттеджи, а другим часто и есть нечего — вот они и кормятся супом для бездомных.
По словам поваров столовой, «контингент» тех, кто к ним приходит, — достаточно стабильный, со многими они знакомы несколько лет. Если и не знают по имени, то узнают в лицо. Например, пенсионер Владимир Иванович приходит сюда за чашкой супа третий год, он ездит в «Зареку» на автобусе от Дома обороны.
— Живу один, готовить мне некому, да и пенсия маленькая — на суп с мясом часто не хватает, вот и езжу сюда, — признается он.
Другой постоялец, который представился как Федор, затрудняется назвать свое место жительства.
— Я живу везде — то в сквере на лавочке заночую, то у знакомых, то — где-нибудь на работе, — говорит он. — Только у меня группа инвалидности, долго работать нигде не получается. Но если чуть-чуть заработать удается — сюда не хожу, готовлю сам. Кому мы тут помешали? Мы ничего не просим. А люди не то, что кусок хлеба бездомным дать — последнее отобрать хотят. Злющий стал народ.
… Но обращение жителей все-таки есть, и его обязаны принять во внимание. Вчера для рассмотрения письма собралась рабочая группа, в которую вошли: Галина Паршуткина, директор благотворительной столовой и богадельни, Павел Байматов, начальник управления социальной защиты населения, Сергей Бойко, заместитель директора центра «Бомж», и Салават Бурундуков, начальник отдела общественной безопасности администрации города.
Благотворительной столовой предложили на выбор новые места для размещения — в лесополосе на улице 50 лет ВЛКСМ возле железной дороги, на перекрестке улиц Мельникайте и Дружбы, за старой переправой на Лесобазе и у центра «Бомж».
— А почему бы столовой не располагаться где-нибудь на пустыре? — спросил Сергей Бойко. — Там она никому не помешает.
Но с таким вариантом Галина Паршуткина не согласилась. И далеко, и не безопасно — даже законопослушные граждане не всегда переходят улицу правильно, а что ждать от людей, которые живут в теплотрассах, спят на лавочках и едят что придется?
Приемлемым оказался только последний вариант — у озера Алебашево.
— Это место хоть и располагается не близко, и находится в лесополосе, но здесь нам обещали расчистить площадку, поставить туалет, стол, лавочки, навесы. В общем, сделать цивилизованное место для кормления бездомных, — говорит Галина Паршуткина. Хорошо, что компромисс найден.
Но осадок от этой истории все-таки остался. Бездомных стараются спрятать куда-нибудь подальше от глаз, как когда-то инвалидов. Теперь для людей с ограниченными возможностями здоровья начали создавать доступную среду. Признали, что инвалиды в нашем государстве все-таки есть. На их проблемы не закроешь глаза. Может, когда-нибудь то же произойдет и с бездомными? Ведь, как говорит Галина Паршуткина, они всегда были и будут.
***
фото: Обед для бездомного;Повар Алена Раут уже шесть лет кормит бездомных.