Время «технарей»
В летнем лагере школы N 40 поставили эксперимент — открыли для учащихся начальных классов в первой смене кружок технического творчества.
Если рассуждать логически, то для школьников, которые только-только освоили азы математики, заниматься физикой — рановато. Наука эта не всем дается и в старших классах, а тут — 10-11-летние ребятишки. Но привычные житейские законы в данном случае не действуют, считает Владимир Макаров, руководитель кружка «Самоделкины» и преподаватель детского центра «Авангард». Чтобы ребенок полюбил физику и технические виды творчества, не надо ждать, когда он пойдет в шестой-седьмой класс. Инженерное мышление, уверен Владимир Николаевич, надо начинать развивать как можно раньше.
— Беда современного школьного образования в том, что ученики часто не понимают, зачем учить теоремы, законы и правила, — говорит Макаров. — Задачи в учебниках в большинстве своем — чисто теоретические, оторванные от жизни. А в кружках технического творчества они становятся прикладными, понятными и увлекательными!
Чтобы возродить у школьников интерес к техническому творчеству, Владимир Макаров решил «идти в люди». Во дворе дома по улице Свердлова он при поддержке депутата по избирательному округу N 32 и председателя городской Думы Дмитрия Еремеева попытался открыть такой детский технический клуб. За отсутствием помещения, проводил занятия на свежем воздухе, ставя столы для юных самоделкиных прямо во дворе. Затем развить эту же идею попытался в клубе «Грант» на улице Профсоюзной, но не нашел там поддержки. Зато его идею восприняли в расположенной рядом школе N 40. Здесь открыли кружок, который неожиданно стал пользоваться огромной популярностью среди учащихся младших и средних классов.
— Представляете, дети не пошли ни на информатику, ни на кибернетику, а все дружно записались сюда, — удивляется Людмила Фокина, директор лагеря и учитель начальных классов. — Иногда они даже от обедов отказываются, только бы подольше позаниматься в этом кабинете!
Действительно ли дети так увлечены техническим творчеством, в понедельник пришел посмотреть и Дмитрий Еремеев. Его школьники встретили не с пустыми руками, а с поделками, которые смастерили за две недели пребывания в лагере.
— Сегодня у нас разделение труда, — проводил отчасти шутливую экскурсию по мастерской Владимир Макаров. — Девочки изобретают вечный двигатель, а мальчики — робота, который может прибираться дома.
Но у девочек от волнения что-то не ладилось. Вечные двигатели никак крутиться не хотели.
— Каждое устройство требует своей настройки, — терпеливо объяснял им Макаров. — Если сразу не заработает — ничего. Просто надо приложить немного усилий.
И приборчики начали один за другим наращивать обороты.
— Сегодня мы сделаем каждому по вечному двигателю, — ставил задачу ученикам учитель. -Будут у нас двигатели и для мальчиков, и для девочек, и пальчиковые, и мизинчиковые. Выбирайте любой.
Будущая четвероклассница Арина Мальцева и пятиклассница Кристина Дуэльмухаметова увлеченно раскручивали один «вечный двигатель» за другим.
— Я еще и коврикоход сделала, — хвасталась Арина. — Мне дедушка помогал его собрать. Он когда-то конструктором на заводе работал.
Но только проверкой «домашних заданий» занятие не закончилось. Макаров приготовил для своих подопечных множество загадок. Ребята измеряли энергию отдыхающих. Для этого одну ладонь надо было положить на медную пластину, а другую — на цинковую. Единицу измерения Макаров придумал тут же — «мозголом». У одних ребят стрелка прибора еле-еле отклонялась от нуля, у других, как, например, у Насти Матвеевой, — зашкаливала. Чтобы достичь такого результата, сразу несколько человек прикладывали к пластинам руки, но стрелку было не перехитрить.
Потом школьники разгадывали тайны токов Фуко, устраивали забег лошадок с моторчиками и искали «клады» щупом с вмонтированным магнитом. А параллельно с легкостью объясняли, что такое светодиод, полярность и электрическая проводимость.
— Это первый шаг к популяризации технических специальностей, — считает председатель городской Думы Дмитрий Еремеев. -И такие технические кружки должны быть в каждом районе города. Это направление мы будем развивать так же, как сейчас -шахматы.
***
фото: Дмитрий Тамелькин смастерил корабль;Владимир Макаров рассказывает Дмитрию Еремееву о вечных двигателях;В кружке «Самоделкины» каждая пятиклассница легко читает электрические схемы.