X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Курс — на достойную медицину

Больше месяца назад руководителем городского департамента здравоохранения стала Лариса Коновалова, ранее возглавлявшая городскую поликлинику N 4.

О том, какими вопросами организаторы здравоохранения намерены заняться в первую очередь, с какими сложностями новому директору уже пришлось столкнуться, Лариса Юрьевна рассказывает газете «Тюменский курьер».

— Новое место — не лучше и не хуже предыдущего. Много административных моментов: нужно организовывать взаимодействие с другими департаментами и структурными подразделениями, присутствовать на мероприятиях, в которых я раньше никогда не участвовала… Но я потихоньку вливаюсь. В чем, кстати, мне очень помогает коллектив. В нашем департаменте работают настоящие профессионалы, без их советов не смогла бы так быстро во всем разобраться.

Конечно, скучаю по четвертой поликлинике. Столько сил и труда вложено за шесть лет. Вот, с замиранием сердца слежу за промежуточными результатами конкурса «Лучшая регистратура-2013». Хуже всех мы (коллектив поликлиники N 4 для Ларисы Юрьевны по-прежнему «мы» — Д.Р.), конечно, не должны оказаться. Все-таки сделано было очень много. Да и девочки очень воодушевились возможностью показать свое мастерство и, тем более, выиграть финансовое поощрение. Может быть, у них получится.

Можно ли выделить какие-то доминирующие направления в работе департамента?

— Если очень обобщить нашу работу, то можно выделить три направления, которые привлекают наибольшее внимание горожан: кадровая политика, информатизация и работа регистратуры. Что касается последнего пункта, то хочу сразу пояснить: конкурс «Лучшая регистратура-2013» проводится не для того, чтобы определить лучших или худших. Наша задача глубже — выработать единый порядок, единую концепцию работы регистратур. Ведь сейчас главные врачи организуют ее хоть и похоже, но каждый по-своему, несмотря на то, что вводные давались единообразные.

Конечно, полной идентичности добиться невозможно. Например, у кого-то новое здание с просторным холлом, позволяющим разместить и большую регистратуру, и дежурного администратора впридачу, а у кого-то — старая планировка, и места не хватает. Мы это понимаем. Но общий для всех функционал, который бы не зависел от подобных тонкостей, вывести можно и нужно. И в этом направлении много делается не только нами, но и, в частности, областным департаментом информатизации.

Как вы помните, у нас сначала было две пилотные площадки, где испытывали новую систему амбулаторных карт со штрих-кодами — на базе поликлиник N 1 и N 7. Теперь подключилась еще поликлиника N 13 — она характерна тем, что в одном здании находятся детское и взрослое отделения, женская консультация. Но времени на апробирование у нас уже остается немного — к сентябрю мы хотим подключить к работе по новой схеме все городские поликлиники. Пока они переводят медицинские карты в новый вид (в некоторых поликлиниках у нас по 80 тысяч пациентов, так что это серьезная работа) и ждут поставки оборудования для считывания штрих-кодов.

Говорят, теперь в Тюмени все медицинские регистраторы должны иметь высшее образование. Это так?

— Не совсем. Конечно, с тех пор как поднялась зарплата (с 10-11 до 15-17 тысяч рублей), регистраторов с высшим образованием в поликлиниках стало больше. Но есть те, кто имеет среднее специальное, и даже те, кто пришел сразу после школы. Если человек много лет проработал в системе и хорошо справляется, то мы не станем его убирать. Впрочем, дело ведь не только в уровне образования, важны еще и личные качества. Например, стрессоустойчивость: пришедший на прием пациент может быть нервным, невоздержанным. А регистратор должен оставаться спокойным и доброжелательным.

В этом отношении очень хорошо принимать на места регистраторов бывших учителей школ, вышедших на пенсию. Уж они-то и работу выполняют со всей внимательностью, и вывести из себя их сложно — они и не такое видели.

Если вспомнить, как все было еще два-три года назад — изменения налицо. И в лучшую сторону. Регистраторы больше не изображают волнорез, грудью встречающий наплыв пациентов, они -фронт-офис. Есть даже предложение организовать для них какую-то единую форму, отличающуюся от формы медработников. Потому что регистратура — это все-таки отдельная зона.

Кстати, об очередях. Медики, которые часто общаются со своими заграничными коллегами, говорят: иностранцы не понимают, почему россияне жалуются на очереди в медучреждениях. В Европе человек, пришедший за бесплатной медициной, станет сидеть и ждать врача час или два — столько, сколько нужно. Потому что бесплатно.

— Да, так и есть. Но наши люди привыкли к другому… Тем более, что многие очереди создают, в том числе, сами пациенты. Например, пожилые люди могут прийти к врачу пораньше. часа на два, а то и больше. Мол, получится — примут раньше, не получится — так хоть с другими пациентами пообщаюсь. Когда мы поймем, что визит к врачу требует определенной дисциплинированности? Что если запись на одиннадцать часов, то приходить нужно за пятнадцать минут, и все успеешь.

Например, сегодня во всех поликлиниках есть кабинеты неотложной помощи. Пациенты с острыми состояниями обращаются туда без записи и проходят к врачу в порядке живой очереди. Но половина в этой очереди — плановые пациенты, им не требуется неотложная помощь, а хочется получить справку или рецепт. Они сами создают длинную очередь только потому, что не хотят записаться, скажем, на следующий день и прийти в свое время. Может быть, это особенность русского характера. Но это неправильно.

Катя Христозова

В последнее время много говорят о том, что отвечает за свое здоровье сам человек, а врач ему -только помощник…

— Обеспечить качество медицинской помощи — наша задача, а вот результат этой помощи — да! — на пятьдесят процентов зависит от самого пациента. Если человек два дня принимал таблетки, которые ему врач назначил, а на третий почувствовал себя лучше и бросил — то кто виноват? Каждый раз, когда вы выходите с больничного, доктор просит вас сделать контрольный анализ крови. Многие исполняют эту просьбу? А спустя полгода после пневмонии пациент должен сделать повторный рентген легких. Думаете, многие делают? Нет, нет и нет!

Конечно, новый федеральный закон «О здоровье граждан» предписывает россиянам заботиться о своем здоровье. Но каким образом контролировать его исполнение? Пока непонятно… Отчасти эта функция ложится на плечи работодателей, но всероссийская диспансеризация, перед началом которой на них возлагались большие надежды, показала, что многие начальники не слишком заинтересованы в здоровье подчиненных. По нашим данным, обследование должны пройти коллективы 692-х тюменских фирм и организаций, но пока только 89 из них справились с этой задачей.

Впрочем, как показывает практика, коллективные обследования менее эффективны, чем личные — когда человек просто приходит в свою поликлинику и проходит обследование.

Вот мы берем организацию с шестью сотнями сотрудников и должны обследовать их всех, тогда как под диспансеризацию по возрасту подпадают только полторы сотни. А ведь столько пациентов -это месяц работы. Кроме того, выездные обследования сопряжены с трудностями. Например, в офисе нужно выделить отдельный кабинет для забора крови и хорошенько его вымыть. А аппарат для маммологического обследования все равно с собой не привезешь, женщинам придется идти в поликлинику. В общем, выгоднее приглашать пациентов целенаправленно. Всего мы уже обследовали 30728 тюменцев.

А как обстоят дела с кадровыми проблемами?

— Мы активно ищем персонал. Подал и объявления во все подходящие по формату СМИ, как бумажные, так и электронные. Ищем не только у нас, но и в соседних областях. Правда, нас туда уже не очень охотно пускают, особенно в Курган. Медики редко соглашаются перебраться к нам из Екатеринбурга или Челябинска, а вот из Кургана — охотно. За последние три месяца к нам устроилось четыре врача из этого города. А с начала года мы пригласили уже два десятка докторов из разных мест.

Так что результаты обнадеживают: еще недавно требовалось 140 врачей, а сейчас не хватает 67-и. В августе на работу придут еще 53 молодых специалиста из медицинской академии. Конечно, врачи первого-второго года. В общем, в декретный отпуск они уходят, как правило. Но потом возвращаются. Сегодня мы можем позволить себе ориентироваться только на потребности населения. Это значит, что даже когда по плану положено два врача, например, невролога, но их не хватает, то на работу возьмут третьего. Если же говорить о специальностях, то теперь не хватает не узких специалистов, а участковых врачей — терапевтов и педиатров. Из «узких» остро не хватает только лоров, остальных (хирургов, неврологов и т.д.) требуется немного — один-два человека. Так же выглядит и ситуация со средним медперсоналом. Вообще, специалисты есть, и учебные заведения выпускают новых. Главное, чтобы они не уходили из профессии. Не отдавали предпочтение частным клиникам.

Наверное, это самое сложное? Удержать хорошие кадры в муниципальных поликлиниках?

— Теперь не это не так сложно, как раньше. Нам дали больше возможностей — материальное стимулирование, помощь с жильем. У тех же медсестер зарплата нынче в два раза выше, чем три года назад. В Тюмени есть реальные случаи, когда врачи возвращаются из частных структур в городскую медицину. В прошлом году один, в этом — двое. Надеюсь, это только начало.

***
фото: В регистратуре одной из тюменских поликлиник;Лариса Коновалова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта