Собака — друг человека. Если он не нарушает закон
Вчера в лесополосе неподалеку от Тюменской воспитательной колонии для несовершеннолетних прятался… беглый заключенный. С собой у него были взрыв-пакеты, чтобы отпугивать розыскных собак.
— Хорошо обученная служебная собака не должна бояться ни взрывов, ни выстрелов, — говорит Павел Палатов, старший инспектор кинологической службы УФ-СИН по Тюменской области.
Он наблюдает, как немецкая овчарка, не обращая внимания на выстрелы «калаша» и хлопки взрывпакетов, несется к беглецу в тюремной черной робе и хватает его за руку, спрятанную в лобовой рукав.
Так проходит заключительный этап первенства по многоборью со служебными собаками, в котором принимают участие сотрудники управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области.
Беглого зэка изображает кинолог Алексей Кузнецов из управления по конвоированию. В УФСИН он работает около двух лет, однако роль отрицательного персонажа играет уже лет шесть. Кинологом был и на гражданке, так что на службу пришел не один, а вместе с немецкой овчаркой Вектором редкого для этой породы серого цвета.
Хотя не в масти главное достоинство Вектора, а в послушании. Он выполняет команды любой сложности, но только по просьбе своего хозяина, который разговаривает с ним на понятном ему языке.
— Его из Германии привезли, так что команды отдаю ему на немецком, — объясняет младший сержант Кузнецов.
На службе эта иноязычность Вектора очень пригодилась. Получается, что ни один злоумышленник не сможет сбить пса с толку, отдав ему антикоманду.
— Многие кинологи используют этот прием: обучают собаку командам на другом языке, либо просто придумывают для команд какие-нибудь свои слова, — говорит Павел Палатов. — Это что-то вроде шифровки!
Хотя лают псы на вполне обычном собачьем языке. Их хозяева объясняют: на соревнованиях четвероногие служивые всегда немного волнуются, потому что вокруг много незнакомых людей, запахов, звуков. Так что настроить собаку на нужный лад — нелегкая задача, особенно если она еще молода.
— Неопытных собак можно отличить по хватке, — объясняет ветеринар Марина Кречетова, которая оценивает лобовую атаку (так называется третий этап соревнований, где собаки задерживают беглеца — М.С.). — Они хватают рукав не всей пастью, могут отпустить его, потом опять схватить…
А должны вцепиться мертвой хваткой и держать до тех пор, пока не подоспеет хозяин.
— Вот Демон меня хорошо схватил, — делится впечатлениям и Алексей Кузнецов, возвратившись из леса.
Демон — это ротвейлер сотрудника исправительной колонии N 2 Игоря Тверских. По словам Павла Палатова, эта колония уже несколько лет подряд занимает лидирующие позиции в местных соревнованиях. Подготовка собак там на высоком уровне.
— А как пополняете свои питомники? — спрашиваю я у заместителя начальника воспитательной колонии Игоря Цергибеля, который тоже наблюдает за соревнованиями.
— Стараемся разводить сами, иногда берем собак из городских приютов, обучаем их с нуля, -говорит он. — А бывает, что и своих щенков отдаем населению, если видим, что они для службы не подходят. Иногда гражданские забирают, иногда наши сотрудники домой увозят.
Бывают дома у сотрудников и служебные псы. Для животных такие вылазки «на волю» очень полезны — они помогают собаке и человеку сблизиться.
— Некоторые даже, когда в отпуск уходят, забирают с собой собак, — добавляет Игорь Цергибель.
Правда, у каждого — своя методика воспитания. Алексей Кузнецов, например, придя на работу в УФСИН, отдал своего Вектора в питомник на полный пансион.
— Не жалко отрывать от дома? — задаю вопрос.
— Служебную собаку надо беречь — это да, а вот жалеть ее не надо, — уверен кинолог Кузнецов.
— У нее должны быть твердый характер, выдержка, терпение!
Собственно, это и есть основные критерии, по которым судьи оценивают участников соревнований. В этот раз свой характер демонстрировали 26 псов — из исправительных учреждений Тюмени, Ишима, Тобольска, СИЗО-2 Заводоуковска… Четвероногие конвоиры и надзиратели выполняли общие команды: «лежать», «сидеть», «голос», «апорт». И задания посложнее: брали след, обыскивали вещи и транспорт.
Последнее — повседневная работа немецкой овчарки по кличке Вальтер. Он вместе со своей хозяйкой Евгенией Желомонтовой работает в женской колонии Тобольска. В его задачу входит обыскивать все автомобили, что попадают за ворота «зоны». Натренирован Вальтер на обнаружение людей чтобы никто чужой не проник на запретную территорию и, тем более, не удрал с нее, спрятавшись в кузове какой-нибудь хлебовозки.
А вообще, рассказали мне участники первенства, для каждого вида служебной деятельности подходят разные породы собак. Лучшие охранники — это кавказские овчарки. Для розыска и задержания преступников подойдут «немцы» и ротвейлеры, для поиска наркотиков — спаниели.
Хотя все зависит от воспитания и усердия человека. Если захотеть, то практически каждого пса, который поддается дрессировке, можно натаскать на выполнение любых задач. Главное — правильный подход и теоретические знания.
Кстати, о теории. Осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, строго-настрого запрещено получать в передачах периодику и книги, связанные с кинологией. Им, считают в УФСИНе, совсем не обязательно знать тонкости дрессировки служебных собак. А то мало ли что.
— А служебная собака должна быть злой? — спрашиваю я у Павла Палатова, глядя на овчарок, рвущихся с поводков.
— Любая собака, в первую очередь, должна быть другом человека — слушаться и уважать его, — отвечает он.
И эти слушаются: хоть и погавкивают на нас, незнакомцев, но укусить не пытаются.
Куда злее в этом плане оказались местные комары и мошкара.
… Первое командное место в первенстве по многоборью со служебными собаками — у исправительной колонии N 2, второе — у СИЗО-2 (Заводоуковск), третьими стали участники из СИЗО-1 (Тюмень).
***
фото: Евгения Желомонтова и ее верный друг Вальтер охотятся на беглеца;Сергей Пачежерцев и Кинг стали лучшими в личном зачете;Младший сержант Кузнецов в образе;Задержание «злоумышленника».