Долг платежкой красен
Пенсионерка Любовь Пронина, проживающая в микрорайоне «Югра», ежемесячно и своевременно оплачивала счета за коммунальные услуги и спала спокойно. Пока не получила счет на ярко-красной бумаге — на оплату задолженности в 10,5 тысячи рублей.
Да еще и с претензией — если в 10-дневный срок задолженность не будет погашена, подадим на вас в суд!
… Мы давно привыкли к тому, что приходится платить за все и вся. И покорно вытаскиваем из кошельков деньги за какие-то справки, которые требует одна госконтора для другой; за навязываемые нам мобильными операторами контенты; за продукты, которые, как выясняется у кассы, стоят дороже, чем указано на ценниках.
И нас же при этом обвиняют в невнимательности: «Надо было читать цену, указанную мелким шрифтом, а не крупным. Потому что крупным — это оптовая». Или заставляют идти в офис мобильного оператора и писать заявление, чтобы тебя без твоего ведома не подключали к платным услугам. Или.
И все-таки одно дело, когда речь идет о десятках или сотнях рублей. Но десять с половиной тысяч для пенсионерки?
Любовь Павловна пообщалась с соседкой, и оказалось, что той тоже прислали бумажку с баснословной суммой. А потом выяснилось, что всех жильцов дома 142 на улице Щербакова записали в число неплательщиков и должников.
«… Злостное уклонение… гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере. после вступления в законную силу соответствующего судебного акта наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного (! — В.И.) за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет» -сыпала угрозами красная бумага.
Пенсионерка стала выяснять, откуда взялась такая задолженность. В УК «Жилищный стандарт», обслуживающей дом, ответили, что на протяжении полутора лет жильцам 142-го дома, состоящего из трех корпусов, не выставлялись счета за горячее водоснабжение и центральное отопление. Отсюда и задолженность.
— Как же так? — возмутилась Любовь Павловна. — Почему же счета не поступали своевременно? По какому праву управляющая компания накопила наши долги, а теперь требует незамедлительной оплаты? И, главное, откуда взялась строка «за центральное отопление», когда в нашем доме автономная котельная?
Не получив ответов на свои вопросы, пенсионерка обратилась за помощью в редакцию.
Стоит напомнить, что дом на Щербакова, 142, уже был героем публикации «Тюменского курьера». Осенью 2010 года по настоятельной просьбе части жильцов ТСЖ «Югра», обслуживающее дом, прекратило свое существование, и все три корпуса перешли на баланс «Жилищного стандарта». Собственники квартир посчитали, что руководство ТСЖ выставляет неоправданно высокие счета за коммунальные услуги. Перейдя под крыло «Жилищного стандарта», жильцы вздохнули с облегчением: плата за квартиры и впрямь снизилась.
И вот такой головокружительный поворот!
Я связалась с отделом по расчетам с населением управляющей компании и услышала такую версию:
— Жильцы дома по улице Щербакова, 142, полтора года не платили за горячую воду и тепло. Все это время решался вопрос, кому передать автономную котельную. Все жильцы были в курсе, что платят мало, и знали, что рано или поздно придется возвращать долг. Мы не требуем с них немедленной оплаты. Можно разбить задолженность на три-четыре месяца и платить частями. С июля с них начнут взимать оплату уже по новым, более высоким тарифам. Так что в их интересах закрыть задолженность как можно раньше, до наступления нового отопительного сезона.
— Почему возник вопрос с передачей автономной котельной кому-то на баланс?
— Мы управляющая компания и не занимаемся эксплуатацией газовых котельных.
— Но дому — десять лет, и все это время котельная была у кого-то на балансе? — недоумеваю я.
Свет на ситуацию с котельной в какой-то степени пролил заместитель директора «Жилищного стандарта» по экономике Сергей Васильев:
— Когда мы брали в управление этот дом, автономная котельная находилась в муниципальной собственности. Есть документы, где говорится, что с июня 2007 года котельная находилась на балансе Тюменского городского имущественного казначейства. Кто ее передал муниципалитету и почему об этом не сообщили собственникам, я сказать не могу. Вероятно, передачу произвело бывшее руководство ТСЖ. В сентябре 2011 года котельная по договору аренды передана ОАО «Тепло Тюмени». А с января 2012-го решался вопрос, кто будет поставщиком услуг — «Тепло Тюмени» или УТСК. Очевидно, поэтому оплата за тепловую энергию все это время и не начислялась. Договор с УТСК подписан 1 января 2013 года. Компания и выставила жильцам счет за прошедшие пять месяцев.
… Но вряд ли эти объяснения удовлетворят собственников жилья, которые оказались в долгах едва ли не по уши, потому что полтора года тянулся вопрос с заключением договора на поставку энергоресурсов. Да и остается непонятным, почему УТСК выставила счета за тепло только в мае, если договор с ней был заключен еще в январе?
В «Жилищном стандарте» говорят, что жильцы знали о том, что они недоплачивают все это время за тепло. Но Любовь Павловна утверждает, что это не так. И показывает мне счета за все месяцы, начиная с 2010 года, когда их домом стал управлять «Жилищный стандарт».
— Я регулярно платила за горячее водоснабжение. И понять не могу, откуда накопился такой долг? — недоумевает пенсионерка.
Мне в управляющей компании объяснили, что горячее водоснабжение и вода на нужды ГВС (горячего водоснабжения) — разные вещи. Но кто это растолковал немолодой женщине, да и другим жильцам?
О необходимости сделать счета за жилищно-коммунальные услуги более понятными и прозрачными говорится давно и на самом высоком уровне. Губернатор Владимир Якушев на совещании по ограничению роста тарифов за услуги ЖКХ заявил, что рост тарифов надо сдерживать. А также пресекать случаи включения в тариф необоснованных платежей. Правительство области подготовило и поправки в законодательство, вводящее штрафы за неверный расчет платы за коммунальные услуги. Но прежде, чем оштрафовать виновного, надо доказать, что расчеты не верны.
А пока жильцы дома на Щербакова пишут письма в разные инстанции.
P. S. Кстати, автономная котельная, ставшая в этой истории камнем преткновения, осталась в аренде предприятия «Тепло Тюмени». Оно будет заниматься обслуживанием котельного оборудования.
***
фото: Дом на Щербакова, 142.