Двухстороннее движение
Захаров Александр Витальевич, депутат городской Думы, заместитель председателя постоянной комиссии по развитию ЖКК и благоустройству, директор «Управляющей компании по содержанию жилищного фонда».
— Александр Витальевич, вы много лет работаете в ЖКХ и остаетесь не равнодушны к проблемам этой отрасли.
— 33 года работаю в жилищно-коммунальном хозяйстве. И меня по-прежнему беспокоит отсутствие логики и здравого смысла в развитии некоторых событий. Есть вещи, которые понятны и очевидны, все знают, что людям они — необходимы, но постоянно мешают то объективные, то субъективные причины. В жизни нет нерешаемых проблем, надо ставить приоритеты и двигаться вперед. Особенно в тех сферах, которые затрагивают каждого человека.
— И все-таки, что чаще мешает: объективные или субъективные причины?
— Истина где-то посередине. Надо просто делать дело. Хотя, чем больше делаешь, тем больше появляется новых проблем. Проблемы ЖКХ — не по Кашпировскому, сами не рассосутся. Если не заниматься ими, они только усугубляются.
— Проблемы ЖКХ — извечные, повторяющиеся?
— Проблемы меняются, как и их оценка — со стороны общества и отдельного потребителя. Но хотеть, чтобы поменялось все и сразу, да сделал бы это кто-то другой, — нереально. Движение к цели всегда двухстороннее. Должны быть и профессионалы, которые качественно выполняют свою работу, и жители, которые берегут то, что сделано, оплачивают услуги, идут на взаимный контакт. Но идиллии пока нет.
За последние три-четыре года граждане много узнали о своих правах в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но позабыли об обязанностях, об ответственности, связанных с правом собственности. Понять ситуацию глубже людям помогают ликбезы, которые мы проводим на общих собраниях.
— Есть ли у вас в округе советы многоквартирных домов, с которыми выстроилось конструктивное взаимодействие?
— Есть, но очень мало. Там, где работают активные старшие по дому, там и нет недопонимания и жалоб. Причем, такие активисты не всегда — профи в экономике, главное, они умеют слушать, воспринимать чужую точку зрения и формулировать свою. Перед такими людьми я просто снимаю шляпу.
— Как депутат и директор УК, как вы оцениваете продвижение идеи энергоэффективности?
— Одним из основных постулатов закона была установка приборов учета. Эта задача выполняется. Хотя на 100 процентов выполнить требования федерального закона и до 1 июля установить общедомовые приборы не получилось. Но установка счетчиков — лишь полпути. Необходимы и мероприятия по повышению энергоэффективности каждого здания. Если тепловизором обследовать наши дома, то прибор покажет утечки тепла.
Возникает вопрос: «Кто возьмет на себя эти затраты?» Государство нести такие расходы не в состоянии. Ни в одной стране нет закона, который бы обязывал вкладывать бюджетные средства в частную собственность. А ведь большинство квартир приватизировано. Жители многоквартирных домов пока не понимают, что они фактически уравнены в правах и обязанностях с жителями частного сектора.
— Когда жители массово приватизировали квартиры, никто не объяснял, что вместе с правом собственности наступает и обязанность ее содержать…
— Люди, действительно, приватизировали квартиры, только чтобы иметь возможность их продать или обменять. И не понимали, что за собственностью квартиры автоматически следует и собственность общедомового имущества. Но я убежден, что мы обязаны привести многоквартирные дома в надлежащее состояние. И только когда все отремонтируем, тогда только можем требовать от людей. Пока люди к такой ответственности не готовы, они считают, что квартира — это мое, а мусоропровод в доме или лифт — ничей или муниципальный, поэтому — придите и сделайте. Так оно и происходит, но будет ли так всегда?
— У вас в округе в основном многоэтажный жилой фонд. Это облегчает депутатскую работу?
— Обращений по отселению из ветхого и аварийного жилья у меня нет, это снимает часть вопросов. Но возникают другие — связанные с благоустройством дворов, ремонтом дорог, с текущим состоянием жилищного фонда. Много остается проблем с качеством жилищно-коммунальных услуг. Например, вода из крана должна идти горячая, а идет чуть тепленькая. Или — воду отключили совсем, а жителей не предупредили. Или — предупредили, но нарушили сроки. Может ли депутат повлиять на эти процессы? Может. Если на законодательном уровне так все отрегулировать, чтобы трудности взаимоотношений ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний не сказывались на жителях, чтобы строго соблюдались сроки отключений: обещали — две недели — пусть будет столько, не больше. На мой взгляд, депутатам пятого созыва удалось добиться того, чтобы управляющие компании и ресурсоснабжающие организации ответственнее подходили к информированию жителей и соблюдению сроков. Хотя о полной ликвидации проблемы говорить рано. — Существуют ли в спальных микрорайонах проблемы с обустройством детских и спортивных площадок?
— С детским площадками проблем нет, а вот со спортивными — огромные. В четвертом микрорайоне, например, нет ни одного открытого спортивного сооружения, где жители в свободное время могут поиграть в футбол, побегать. И в пятом, и в шестом микрорайонах — подобные проблемы. Есть только стадион школы N 60. Еще пять лет назад мы предлагали использовать территорию школы для занятий физкультурой жителей всего микрорайона. Но в переустройство школьного стадиона надо вложить немалые бюджетные средства.
В моем детстве турники стояли в каждом дворе. Спортзалов тоже не хватало, но дети во дворе гоняли мяч, бегали целый день. Вернуться бы к этой всеобщей увлеченности спортом. Китайцы, например, даже в самолетах при дальних перелетах зарядку делают. А у нас спортзалы загружены только на 20-30 процентов. Все начинается с дворового спорта. Уверен, что в каждом микрорайоне необходимы не только спортплощадки, но и детские центры для всех возрастов от 4-5 до 16 лет. И спортивные направления там можно развивать, и творческие. Надо сделать все, чтобы ребенок не просиживал часами у компьютера.
— Знаете, порой складывается впечатление, что и забота о ветеранах у нас — односторонняя. Подарки дарим, материальную помощь оказываем и только.
— У нас практически нет групп здоровья для старшего поколения. Когда мы 15 лет назад создавали советы ветеранов, хотели объединить их, чтобы люди не сидели в одиночестве по домам, как в скворечниках. Мы создали восемь ветеранских организаций. Теперь и встречи проводим, и мероприятия. Людям этого возраста так не хватает общения. Чтобы разнообразить их досуг, организовали и кружки по рукоделию. Но, согласен, пожилым не хватает и общефизической разминки. Многие ветераны с удовольствием бы выполняли упражнения под музыку. И если бы через две недели занятий бабушка начала бы подниматься на третий этаж без одышки, то через месяц в такую группу будет ходить не 20, а 120 человек.
— К каким еще городским проблемам надо внимательней присмотреться?
— Больной темой остается озеленение. Хотелось, чтобы не только асфальтированию дорог, но и зеленым насаждениям уделялось много внимания. Чтобы было больше парков и скверов. Много зелени в городе не бывает. Так же, как не бывает много храмов или спортивных площадок. Не бывает много того, что способствует развитию человека. Конечно, своим духовным и физическим развитием каждый человек занимается сам, но и мы должны идти ему навстречу. Сложение двух векторов всегда дает лучший результат.
***
фото: Александр Захаров.