Без Берии
В июле 1953 года, 60 лет тому назад, подписчикам Большой советской энциклопедии дано указание удалить (заклеить) из тома 2 страницы — 22-23 и большую фотографию Маршала Советского Союза, Героя Социалистического Труда, кавалера пяти орденов Ленина, семи орденов Красного Знамени, лауреата Сталинских премий Лаврентия Павловича Берии.
В отечественной истории он известен как руководитель органов НКВД — инструмента для проведения политических репрессий, жертвы которых исчислялись миллионами.
Однако в те годы Советский Союз стал могучей державой, победил гитлеровскую Германию. Тогда органы и войска НКВД стояли на страже правопорядка, боролись с преступностью, уничтожали бандитов, грабителей, ворье, коррупционеров, охраняли государственную границу и жизненно важные объекты.
Во время Великой Отечественной войны дивизии НКВД участвовали в обороне Москвы, Сталинграда и Кавказа. Партизанское движение и зафронтовая разведка тоже шли по линии НКВД — НКГБ.
Не случайно, почетное право бросить 200 поверженных гитлеровских знамен к подножию мавзолея на Параде Победы 24 июня 1945 года, было доверено бойцам дивизии НКВД имени Дзержинского.
После войны чекисты ликвидировали националистическое подполье на Украине и в Прибалтике, выловили карателей и полицаев в Белоруссии, участвовали в охране правопорядка на освобожденных территориях, участвовали в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.
В ходе совместной работы бойцов «невидимого фронта» и советских ученых-атомщиков наша страна стала ядерной державой.
Во всем этом заслуга и Берии как одного из руководителей государства.
Когда 5 марта 1953 года умер Сталин, в верхнем эшелоне власти, и прежде всего внутри Президиума ЦК КПСС, развернулась жестокая борьба за лидерство. В те дни руководители страны с трибун и газетных полос нарочито настойчиво вещали об единстве, необходимости сплочения. На самом деле — рвались к власти. Увереннее всех — Берия: в его руках сосредоточились все спецслужбы — объединенное МВД. За 114 дней он развил такую активность, которая смертельно напугала остальных «соратников».
Были выпущены из тюрем лагерей первые политзаключенные, закрыто несколько позорных дел, заведенных министерством госбезопасности и наказаны те, кто их организовал. Во внешней политике мелькнули признаки разрядки — начались переговоры о примирении в Корее, где три года шла война.
Берия открыто говорил о недостатках, ошибках и извращениях, допущенных в сталинский период, вносил предложения, которые теперь можно назвать революционными. Правильность многих из них позже подтвердилась историей.
Другим претендентам на власть оставалось одно — ликвидировать его, обвинив в государственных преступлениях, сделав очередным «врагом народа», агентом некоего иностранного государства, особо не задумываясь над абсурдностью обвинений. Так Берия из почти народного героя превратился в изменника Родины, шпиона, насильника и развратника.
26 июня 1953 года Берия и еще шесть человек его ближайшего окружения по МВД были арестованы. 2 июля срочно созван Пленум ЦК КПСС — шел пять дней. Принято постановление «О преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берия». Текст сразу же в виде закрытого письма ЦК разослали по партийным организациям страны с предложением обсудить. Рекомендация, естественно, выполнялась повсеместно и безоговорочно. 10 июля 1953 года в «Правде» было опубликовано информационное сообщение о Пленуме ЦК КПСС, где до сведения народа доведена оценка «дела» Берии — «английский шпион».
В срочном порядке содрали со стен все портреты Лаврентия Павловича. По фабрикам и заводам, совхозам и колхозам прокатилась волна митингов против Берии. В народе пошла гулять частушка:
Как товарищ Берия
Вышел из доверия,
А товарищ Маленков
Надавал ему пинков.
В действительности председатель правительства Г.М. Маленков первоначально предлагал назначить Берию … министром нефтяной промышленности. Позже свое мнение изменил.
Берию арестовали в пятницу на заседании Президиума ЦК. Офицеры во главе с маршалом Жуковым и генералом Москаленко, командующим войсками ПВО Московского военного округа, тайно доставили его в подземный бункер штаба МВО, построенный на случай ядерной войны. Там и расстреляли 23 декабря 1953 года.
В Кремле опасались, что окружение Берии в аппарате госбезопасности попытается освободить своего шефа. Но этого не случилось.
Заместители Берии Круглов и Серов перешли на сторону Маленкова и Хрущева, а начальник 7-го управления МВД генерал Никольский арестовал в субботу и воскресенье приближенное к Берии руководство МВД.
Из МВД уволили сразу четыре тысячи человек. Генерала Никольского за «заслугу в участии в заговоре против Берии» отправили в Тюмень на «полковничью» должность — заместителем начальника УМВД-УКГБ по Тюменской области.
Возглавивший МВД Круглов недолго собирался держать Никольского в Тюмени, но ему скоро самому припомнили участие в репрессиях 30-х годов. В январе 1956 года его тихо сняли с поста министра внутренних дел и отправили в Киров заместителем директора совнархоза. Он стал болеть, получил инвалидность, но ему долго не разрешали вернуться в Москву к семье. В 1959 году его лишили генеральской пенсии и выселили из большой квартиры. Он получал в собесе сначала 60 рублей, потом 40, нищенствовал. 6 июня 1977 года бывший министр МВД, находившийся за городом, попал под поезд и погиб.
Никольский, поняв невозможность своего восстановления на Лубянке, жил одиноко в казенной квартире без удобств, в деревянном доме на улице Тургенева. Номенклатурных вечеринок избегал, в генеральской форме не ходил, орденами и медалями не звенел, на партсобраниях не выступал, в оперативную работу не вникал. Был незаметен. Его боялись: никто, включая первого секретаря Тюменского обкома КПСС Горячева и начальника УКГБ полковника Северухина, не знал причин его пребывания в провинциальной Тюмени. За спиной разное болтали, будто бы он участвовал в казни Берии и вынужден временно скрываться в глубинке.
Сейчас известно, что расстрельный приговор привел в исполнение генерал Батицкий, ставший потом маршалом, главнокомандующим ПВО страны и заместителем министра обороны. В 1965 году ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Остальных шестерых приговоренных к смерти подельников Берии (Меркулова, Деканозова, Кобулова, Гоглидзе, Мешика, Влодзимирского) расстреляли в Бутырской тюрьме. Состав расстрельной команды пока не назван.
В июне 1957 года, достигнув 50-летия и сославшись на нездоровье, Никольский уволился из КГБ на пенсию и возвратился в Москву в просторную квартиру на улице Горького. Не привлекал к себе внимания и никогда не вспоминал о своей службе в органах. В Тюмень Никольский никому не писал и не звонил. Этот город бывший генерал-майор считал эпизодом своей службы, причем не самым приятным.
29 мая 2000 года Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации пересмотрела в порядке надзора уголовное дело в отношении Берии и его соратников — приговор оставлен без изменения: они не являются жертвами политических репрессий. Поэтому пересмотр этого дела в рамках Закона РФ от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» невозможен. А другого закона нет. Таким образом, они продолжают оставаться изменниками Родины и шпионами.
Их руки по локоть в людской крови. Они совершали преступления, усердствуя при выполнении бесчеловечных распоряжений власти. Но шпионами и изменниками Родины, как и другие жертвы сталинского террора, никогда не были. А поэтому должны отвечать по другим законам. Каким?
***
фото: