На пути к соленой воде
Стапеля судостроительно-судоремонтного завода опустели, как футбольное поле после игры. Рефрижераторное судно, которое здесь строили год, в четверг спустили на воду.
В воздухе еще ощущается легкий запах краски, тарахтят лебедки, затаскивающие на землю тележки, а теплоход спокойно покачивается на воде — водит носом туда-сюда, как живой. И уже не кажется таким уж большим — как-никак, оказался в своей естественной среде.
70-метровый рефрижераторный сухогруз завода «Тюменьсудокомплект» — первое морское судно тюменской постройки. Он должен дойти до Обской губы, выйти в Северный Ледовитый океан и даже достигнуть берегов Европы. А пока — окончание первого большого этапа строительства.
Перед спуском корабелы, как полагается, разбили о борт бутылку шампанского, обмакнули судно в воду (оно стояло на тележках, а специалисты в это время проверяли, нет ли течи), и лишь затем отвели от берега.
— … И он всплыл сам, — поднимает сложенные лодочкой руки Валерий Сухих, групповой инженер-механик.
Все прошло прекрасно, будут рассказывать потом корабелы. Ожидали, что уровень воды в Туре будет низким — воды оказалось с избытком. Думали, что будет большая осадка — судно опустилось всего на 98 сантиметров. И вот уже завтра его начнут насыщать внутренним оборудованием.
— Но пока можно ненадолго выдохнуть, — с улыбкой говорит Сергей Шаталин, заместитель начальника котельного участка «Тюменьсудокомплекта».
Полтора часа спуска судна на воду стали итогом большой строительной — и контрольной — работы. С начала недели у корабелов на площадке не было ни минуты покоя. Приехали представители морского регистра: проводили испытания корпуса судна, движительно-рулевого комплекса, донно-заборной арматуры… — той части теплохода, что теперь спрятана под водой.
— На данной стадии замечаний нет, судно подготовлено к спуску, — сдержанно отмечал старший инженер-инспектор Григорий Славутин утром в четверг. И продолжал: — Но вы знаете, спуск может и не состояться, если мы будем с вами долго говорить — надо подписать еще кучу бумаг.
Собственно, без разрешения регистра спуск невозможен. Специалисты нижегородского филиала следили за строительством с самой закладки судна и приедут еще не раз.
Основные сложности у тюменцев могли возникнуть с тем, говорит Славутин, что морской теплоход они строят впервые. Здесь особые требования к прочностным характеристикам корпуса, к безопасности, к экологии.
— Да и вообще, — добавляет коллега Славутина Сергей Феоктистов, — рефрижераторное судно -сложное само по себе. Это ведь не обычный сухогруз, а настоящий плавучий холодильник!
Впрочем, никакого уникального оборудования на теплоходе пока нет. Ни двигателей, ни морозильных установок, ни электрики, ни навигационных приборов. По прикидкам Сергея Шаталина, выполнено лишь 60 процентов работ. Но техника и люди — в боевой готовности. В Антипино теплоход ждут механики, плотники, трубопроводчики. Вместе с судном возвращаются на родную площадку слесари-сборщики — им необходимо достроить рубку, фальшборт, каюты.
— Сдать теплоход планируем нынешней осенью, работа не прекращается, — подчеркивает Сергей Юрьевич.
И действительно, пока мы говорим, к судну подходит буксир, на палубе вновь появляются люди -чтобы подготовить теплоход к транспортировке.
Корабелы на берегу, собирающиеся домой, кидают взгляд в сторону реки и говорят, что, конечно, довольны сегодняшним днем и, вообще, что собирают подобный сухогруз: «у него будут мощные двигатели, высокая маневренность»…
А Григорий Славутин перед отъездом в Нижний Новгород, после всех согласований, проверок и подписанных бумаг, может позволить себе небольшое неофициальное заключение:
— Уникальность этого судна еще и в том, что тюменский завод оказался единственным в Сибири, что способен построить морской теплоход.
***
фото: Теперь — на плаву;Сергей Шаталин;Сергей Феоктистов и Григорий Славутин.