Королева автодрома и городских дорог
«Буратино». Следующая остановка — «ДК Геолог»…
Автобус N 15 c бортовым номером 337 плавно выруливает из кармана остановки. Он движется в потоке, словно большой зеленый корабль. Капитан этого корабля -Олеся Опятюк, победитель областного конкурса профессионального мастерства среди водителей «лиазов».
Соревнования проходили на автодроме на Московском тракте. В них приняли участие 48 водителей транспортных предприятий со всей области, в том числе очень сильные команды из Вагая и Тобольска.
Олеся была единственной женщиной в категории «лиазовцев». Но нельзя сказать, что появление невысокой стройной блондинки произвело фурор на автодроме. Опятюк третий год принимает участие в конкурсе, занимала призовые места, и мужчины знают ее как серьезную соперницу. Поэтому и победа не стала неожиданностью ни для Олеси, ни для ее коллег по тюменскому ПАТП N 1.
— Задача у всех одна — на время преодолеть десять элементов. Для меня самым сложным оказалась колея, где с точностью до сантиметра надо было попасть колесами в узкое расстояние между брусками. Также параллельная парковка — мужчины-водители между собой называют этот элемент «теща». Было несколько ошибок, но время я показала хорошее — 4 минуты 39 секунд, кажется… — вспоминает Олеся.
На конкурсе за нее болело все ПАТП-1, муж и родственники. Эта поддержка очень помогла.
Приятное напоминание о победе — небольшой вымпел — теперь висит на зеркале нового «маза», какими недавно пополнился парк предприятия. Уже на следующий день после конкурса Олеся вышла на нем в один из утренних рейсов.
— До этого я ездила на низкопольном «лиазе», хорошая машина — маневренная и быстрая, -рассказывает Олеся, — но она была уже старенькая. Поэтому, хоть я и привыкла к своему прежнему автобусу, согласилась поменять. Сейчас к новому привыкаю. Здесь много электроники и параметров расхода, за которыми надо следить. В эти автобусы, кроме того, заливается специальная жидкость, которая снижает вредные выбросы в атмосферу. Придется разбираться!
Кондуктор этой машины Надежда Гордиенко уверена, что все это — дело времени.
— Олеся к своему автобусу очень заботливо относится! Некоторые водители загонят машину на техосмотр, и — делайте с ней, что хотите. А она сама всегда до последнего изучает, что к чему, — говорит Надежда Владимировна.
Водитель и кондуктор знакомы еще со времен троллейбусного депо. Когда его расформировали, многие работники перешли в ПАТП N 1.
Олеся Михайловна уже не скучает по троллейбусам. Привыкла к новому виду транспорта, говорит, на нем даже интереснее работать — у автобуса на дороге больше свободы.
— Хотя аккуратность в вождении у меня сохранилась, наверное, с тех времен, когда ездила на троллейбусах, — вспоминает Олеся. -Как все началось? Когда-то я с папой кондукторила, у нас был свой автобус. Поэтому к габаритам больших машин я уже давно привыкла и чувствую их хорошо. Потом стало скучно, захотела сама сесть на руль и пошла учиться на водителя троллейбуса. Там давали капитальные знания — правила, электрика… Вышла в рейс, и в первый же день какой-то умник в меня въехал. Авария случилась не по моей вине, но я думала, что, может быть, вообще за руль больше не сяду. Но ничего, пересилила страх. С тех пор привыкла думать на дороге и за себя, и «за того парня».
… В салоне автобуса пассажиры открывают люк, и от ветра колышутся на окнах короткие легкие занавески. А в кабине водителя -зеленые, с кисточками.
— Это бабушка моя шила, — рассказывает Олеся. — Мороки много с ними, часто стирать приходится. Но мы всегда стараемся украшать автобус, чтобы прийти сюда было приятно, как домой!
… Казалось бы, водитель автобуса — это человек, работу которого мы замечаем, когда он допустил ошибку — проехал остановку или резко затормозил. Но Олеся Опятюк с этим не согласна. Говорит, ее пассажиры — самые внимательные и часто благодарят за уютную обстановку в салоне, за плавную и безаварийную езду. Это — самое приятное, самое главное признание для водителя.
***
фото: За рулем Олеся Опятюк;Кондуктор Надежда Гордиенко.