Нас научат деньги считать
Некачественный ремонт и ненадлежащее содержание общедомового имущества — главные жалобы горожан в Государственную жилищную инспекцию.
Как рассказала начальник инспекции по Тюменской области Лариса Боровицкая, за первое полугодие поступило вдвое больше жалоб, чем за весь предыдущий год.
— Хотя практика показывает, что часть проблем можно было бы решить, обратившись в свою управляющую компанию, — отметила она.
В немалой степени рост числа обращений в инспекцию, по мнению Боровицкой, вызван принятием новых законов и постановлений в сфере ЖКХ. Например, постановление N 354 вменило жильцам многоквартирных домов плату за общедомовые нужды.
— Граждане не понимают, почему за воду, потребляемую в своей квартире по счетчикам, они платят меньше, чем за «общую», — говорит Боровицкая. — А дело в том, что в этой строке учитывается вся вода, подаваемая в дом. В том числе — в квартиры, где не установлены счетчики. Многие из них сдаются в аренду, в них проживает больше людей, чем фактически прописано. Соответственно, и воды они потребляют больше. А платить за нее приходится всем жильцам дома.
Ситуация уже в этом месяце должна измениться: с 1 июня 2013 года в это постановление внесены изменения. Теперь водоснабжение и теплоэнергия исключены из общедомовых нужд — оплату будут начислять по другому принципу.
— Чем больше квартир в доме оснащены приборами учета, тем ниже будет норматив на общедомовые нужды, — объясняет Лариса Боровицкая. — Там, где менее 30 процентов жильцов установили счетчики, — самый высокий тариф. Где от 30 до 70 процентов — оплата будет ниже. А меньше всего заплатят жильцы домов, где более 70 процентов квартир имеют приборы учета.
Еще одно новое постановление N 416 поможет собственникам квартир, недовольным работой своей управляющей компании, поменять ее на другую. Оно, в частности, предусматривает порядок передачи технической документации от одной управляющей компании другой.
— Сейчас нередки случаи, когда жильцы не могут сменить не устраивающую их УК, потому что та не отдает техническую документацию, — говорит Боровицкая. — Или заявляет, что та утеряна. Новые правила устанавливают сроки передачи документов, а в случае их утери, обязывают управляющую компанию восстановить их за свой счет в течение трех месяцев.
Правда, уточняет начальник жилищной инспекции, постановление это пока не работает, так как за невыполнение предписаний, не установлена ответственность. Решить дело в пользу собственников может только суд.
Но и полномочия жилищной инспекции значительно возросли — стали больше проводить проверок, выписывать предписаний и штрафов. Отчасти именно от этого выросло число обращений граждан: люди увидели эффект.
Однако у жилищной инспекции есть свои регламенты и сроки, в которые она должна дать ответ на жалобу. Они поступают со всей области, а в инспекции всего 17 специалистов, проводящих проверки. В последнее время, признается Лариса Боровицкая, они просто «захлебываются» от нарастающего потока заявлений.
Поэтому написали обращение в областное правительство с просьбой открыть филиалы инспекции в других городах и районах.