Должен быть счастлив каждый ребенок
Тема материнства и детства сейчас одна из самых актуальных в России. Ей уделяют много внимания и на федеральном, и на региональном уровне. А в 2013 году стартовал и партийный проект «России важен каждый ребенок». Его региональным куратором стал депутат областной Думы, член фракции «Единая Россия» Сергей Медведев.
— Сергей Михайлович, в чем, на ваш взгляд, необходимость принятия партийного проекта?
— Проблемы детей-сирот стоят в России достаточно остро. Усыновление иностранными гражданами… Гибель усыновленных российских детей в Америке. Почему мы должны отдавать своих детей в другие государства? Неужели в своей собственной стране не можем создать такие условия, чтобы наши семьи могли брать детей на воспитание, чтоб мы растили достойных граждан Российской Федерации, а не Франции, Америки или Германии? Когда начали изучать ситуацию, выяснилось, что хромает законодательная база.
Для начала надо было услышать тех, кто работает с детьми-сиротами, с семьями, готовыми взять детей на воспитание. Помочь им законодательно, чтобы каждый ребенок мог сохранить или найти свою семью, чтобы поддержать замещающие семьи и улучшить условия воспитания в детских домах и домах-интернатах.
21 января этого года решением президиума регионального политического совета партии «Единая Россия» меня назначили координатором проекта. Создали и рабочую группу по его реализации, в состав которой вошли депутаты областной Думы, уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области, представители областных органов власти. 25 января состоялось первое выездное совещание рабочей группы в детском доме N 66.
В целом, материальная обеспеченность детских домов в Тюменской области сейчас очень высокая. Порой дети материально здесь живут лучше, чем во многих семьях, но им так не хватает адаптации к реальной жизни. Умения жить вне стен детского дома, уметь покупать продукты, распоряжаться деньгами, знать им цену. Поэтому упор и делается на семью, там лучше всего происходит социализация ребенка. Он знает, где работают родители, как они зарабатывают, как расходуют деньги, из чего складывается семейный бюджет.
— За каждым детским домом и школой-интернатом закреплен депутат областной Думы. Это дает возможность оперативно реагировать на возникающие проблемы?
— Наша задача в том, чтобы дать почувствовать каждому ребенку, что он не одинок и не брошен. Депутаты в рамках партийного проекта взяли под контроль все детские дома. Знают все проблемы детей-сирот и с точки зрения закона помогают службе социальной помощи в решении сложных вопросов. В свою очередь, и социальные службы подсказывают, где есть пробелы в законодательстве. Так, в марте депутаты областной Думы на основе предложений, сформулированных Галиной Калюжной, региональным уполномоченным по правам ребенка, вышли с законодательной инициативой в Государственную Думу о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этот документ даст право получать пенсию по потере кормильца не только детям, потерявшим родителей, но и тем, чьи родители неизвестны. Раньше многим детдомовцам-сиротам такие выплаты не полагались. Надеюсь, такие поправки в федеральный закон будут скоро приняты.
Кроме того, депутаты лучше знают ситуацию в своих избирательных округах.
И если они едут на встречи с избирателями, то посещают и подопечный детский дом. Потом мы вместе обсуждаем проблемы, принимаем решения, которые в наших полномочиях, или оказываем необходимую материальную помощь.
Но главная задача — сделать так, чтобы детских домов не было совсем. Чтобы все дети жили в семьях. Надо отдать должное органам соцзащиты Тюменской области, благодаря которым удалось за последние пять лет в три раза сократить количество детских домов в регионе, и с 73 до 90 процентов увеличить долю детей-сирот, устроенных в замещающие семьи.
Сложнее с усыновлением детей-инвалидов. Разрабатывается программа поддержки семей, которые берут таких детей на воспитание. Им выплачивается финансовая поддержка за счет средств регионального бюджета (опекунам ребенка-инвалида — 5200 рублей, патронатным родителям — 2800 рублей). А за счет федерального бюджета выплачивается единовременное пособие, которое с января этого года составляет более 13000 рублей. Кроме того, в начале июля подписан Федеральный закон, согласно которому в случае усыновления ребенка-инвалида выплачивается пособие в размере 100 000 рублей. Увеличен и размер социальных пенсий для детей-инвалидов. В первом чтении в Государственной Думе принят также закон о налоговых вычетах для усыновителей (для родителей детей-инвалидов он составит 12 тысяч рублей).
Задача депутатов продумать все варианты и найти дополнительные возможности, чтобы больных детей могли брать на усыновление. Возить на реабилитацию за границу стоит на порядок дороже. Возможностей одного фонда «Ключ к жизни» для этого недостаточно. Большинство индивидуальных реабилитационных программ очень дороги.
— Одной из самых больных тем для сирот было получение собственного жилья. Как удалось продвинуться в этом направлении?
— За прошедшие два года более 1100 сирот получили свои квартиры, но еще около 2,5 тысячи детей-сирот необходимо обеспечить жильем. Правительством области совместно с депутатами областной Думы принимаются все возможные меры. В региональном бюджете на эти цели предусмотрен о почти 600 миллионов рублей, дополнительно ожидается субсидия из федерального бюджета (более 33 миллионов рублей) на предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Всего с начала этого года детям-сиротам предоставлено 119 жилых помещений, еще на 339 -заключены государственные контракты, на 80 — размещается государственный заказ. Можно получить также возмещение расходов по найму жилья или материальную помощь на его ремонт. Но бывали случаи, когда социальной неадаптированностью сирот пользовались мошенники. Выпускники детских домов получали квартиры и потом за бесценок продавали. Действующий на сегодняшний день порядок предоставления жилья по договору найма детям-сиротам и лицам из их числа исключает такую возможность.
— Сколько бы ни было материальных благ, самым большим благом для ребенка остается любящая семья. Помогает ли проект тем, кто решился стать родителем для сироты?
— Таких людей в нашей области становится все больше. За последние пять лет в Тюменской области в 3,7 раза сократилось число детей, состоящих на учете в государственном банке данных. Сейчас на учете в органах опеки и попечительства Тюменской области состоит около 6,5 тысячи детей, из них почти шесть тысяч переданы на воспитание в семью. И важно, чтобы замещающие родители были готовы принять на себя этот груз ответственности, чтобы не было возвратов, отказов от усыновления. Ведь возврат для ребенка — серьезная психологическая травма. Поэтому тот, кто хочет взять сироту в свою семью, проходит обучение в «Школе замещающих родителей» (продолжительность занятий составляет от 30 до 80 часов), которое включает в себя и теоретические, и практические занятия. А по окончании — итоговый контроль в форме собеседования и тестирования. Справиться с неизбежно возникающими трудностями помогают и клубы замещающих родителей, в которых более опытные делятся своими положительными примерами с новичками. Не оставляют опекунов без внимания и социальные службы, они сопровождают замещающие семьи с самого начала их становления.
— В Тюменской области становится все больше многодетных семей. Многие из них тоже усыновляют детей-сирот…
— Можно только восхищаться такими людьми и многому у них учиться. Они привыкли свои семейные проблемы решать сами и часто стесняются обращаться за помощью. Но мы всегда идем им навстречу. Особенно, если семья по какой-то причине попала в трудную жизненную ситуацию. Есть решение N 380, принятое городской Думой еще в четвертом созыве, в котором предусмотрена возможность оказания материальной помощи. Есть подобные возможности и в областном бюджете. В моем избирательном округе только в прошлом году было около 70 обращений об оказании материальной помощи. Конечно, в этих рамках не выделить большие средства, но для экстренной помощи, для приобретения самого необходимого возможности есть. Жизнь многообразна, не все повороты судеб можно предусмотреть в законах и нормативных актах, но всегда можно помочь тому, кто нуждается. В 2013 году средний размер помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, составил 13200 рублей. Предусмотрена также адресная социальная помощь в виде единовременного социального пособия (около 2000 рублей на ребенка) или денежной выплаты на условиях социального контракта (до 50 тысяч рублей).
— Как бы вы оценили результативность работы проекта в этом году?
— Наиболее заметный эффект — в три раза сократилось количество детей, оставленных матерями в роддомах. С такими мамами теперь работают психологи, специалисты соцзащиты. Есть и телефон доверия. Раньше эта тема замалчивалась, о ней практически не говорили, и отказов было значительно больше. А когда стали открыто признавать и комплексно решать, сразу почувствовали результат. Конечно, свести к нулю процент отказов, наверное, невозможно, жизненный прессинг иногда слишком силен.
Увеличилось и количество детей, взятых в семьи. Значительно больше выделено жилья детям-сиротам. Ситуация кардинально поменялась, когда эти полномочия с федерального уровня передали нам.
По действующему законодательству право на жилое помещение имеют дети-сироты и лица из их числа даже в том случае, если имеют закрепленное за ними жилое помещение, но проживание в нем по определенным причинам невозможно, например, в жилом помещении совместно с детьми-сиротами, лицами из их числа проживают на любом законном основании родители, лишенные в отношении этого ребенка родительских прав; лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, или жилое помещение непригодно для постоянного проживания, не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам, установленным для жилых помещений, а также иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Существенно изменилась и законодательная база на федеральном и региональном уровне, способствующая передаче детей-сирот в приемные семьи, увеличились возможности финансирования. Только в этом году по этой тематике принято шесть законов. Хотя, я считаю, увеличение сумм материальной поддержки должно быть дозированным, чтобы выплаты не провоцировали тунеядство. Родители обязаны работать, чтобы воспитать ребенка настоящим гражданином, способным пользу принести государству и прокормить свою семью.
— Наверно, впервые в российской истории задача формулируется так: «важен каждый ребенок». В чем, на ваш взгляд, преимущество такого подхода?
— Все дети равны, независимо от материального положения и национальности, есть у них семья или нет — они должны иметь одинаковые возможности реализовать себя в жизни. Им всем жить в этом государстве, строить его будущее.
— Есть ли у проекта «России важен каждый ребенок» временные границы?
— Об этом говорить пока рано. Положительная динамика появилась, но проблемы полностью не ликвидированы. Да и вряд ли сиротство, так же как безработица, бездомные или преступность, исчезнет как социальное явление, они всегда являются спутниками общества. А значит, сделать нам предстоит еще немало.
***
фото: Сергей Медведев