«Тюмень» рифмуется с «сирень»
Полвека назад, когда я приехал в Тюмень, случайно познакомился со сравнительно молодым человеком, который много лет тайком от общественности писал поэму о Тюмени и называл себя «самодельным поэтом».
Иногда он читал вслух знакомым небольшие отрывки из своей поэзии, и мне запомнились строчки:
«Тюмень» рифмуется с «сирень»
В строках стихов или куплетов
У местных и чужих поэтов…
Мы подшучивали над ним, говорили, что «Тюмень» поэты рифмуют со словом «пельмень». Такое слышали, а чтоб с «сирень» — нет.
Однако в начале 1960-х годов действительно в Тюмени сирени было не много, а очень много. И если человек приезжал в город на грани весны и лета, то вся Тюмень была заполнена запахом цветущих сиреневых кустов. И это запоминалось надолго.
Привокзальный сквер, палисадники частных домиков на ул. Первомайской, Луначарского и других благоухали сиренью. Ее заросли заполняли сады: городской, центральный, на площади Борцов революции, Спортивный сквер, остатки Дунькина сада у современного «строяка» и т.д. и т.п. Там, где она уцелела, можно установить, что в Тюмени встречается три вида сирени: обыкновенная (белая и лиловая), венгерская и амурская.
Первой начинает цвести обыкновенная, а заканчивает — амурская уже в половине июня. Ее огромные цветущие кисти — отрада для глаз горожанина. И для души -тоже, конечно. Как без этого? В целом, получается, что сирень цветет без малого месяц. Ни один кустарник не цветет так долго в Тюмени.
Все три вида сирени растут кустом, нет сиреневых деревьев, как яблоня или черемуха. Корни сирени дают ежегодно обильную поросль, кусты разрастаются, смыкаются в непролазную заросль, в которой гнездятся многие птички-певички, в том числе и певец весны — соловей.
Еще недавно я сам слышал пение соловья в самом историческом месте Тюмени, но пел он в зарослях клена над Турой, так как сирень еще в XX веке в Тюмени стали удалять из городских садов. Выводится сирень под корень и теперь, в веке XXI-м.
Не осталось ни одного куста сирени в сквере Немцова (бывший Спортивный), на Цветном бульваре, на Исторической и Центральной площадях. Осталась сирень только на мало посещаемой площади Борцов революции, в глубине и возле университета. На большей части площади ее заменили кустами черноягодника. Зачем?
Дело в том, что уютные кусты сирени привлекают несознательных и невоспитанных горожан отправить там естественные надобности. И от сирени исходят уже совсем иные запахи. Потому исчезает сирень из садов Тюмени, ее приносят в жертву санитарии и гигиене.
А вообще-то в начале июня этого года некая международная организация объявила май Международным месяцем сирени. Может, по этому случаю и на тюменские улицы, в сады и скверы вернется этот великолепный кустарник?
Его не берут ни зимние сибирские морозы, ни раннелетняя жара. Это не туя и не клен пальчатый, которые зимуют только в тканевых мешках. Если отцветшие ветки сирени аккуратно срезать (не ломать!!!), то соседние почки на стебле образуют два соцветия, и на следующую весну сирень цветет вдвое обильнее. У сирени есть еще одна особенность: ее листья осенью не желтеют, хотя расцвечиваются по-своему в осенние пестрые тона.
… Но пока рифмы другие приходится подбирать поэтам к слову «Тюмень».
***
фото: