Борцы за идею? Или авантюристы?
Они предпочитают не называть своих настоящих имен. Поэтому я не уверена, правда ли их зовут Андрей и Максим? Но они предложили обращаться к ним именно так.
Молодые парни, которые в силу бурного возраста жить не могут без приключений и острых ощущений, говорят, что они вовсе не авантюристы, а борцы за идею. Идея глобальная — очистить город, а желательно и весь мир от педофилов. Каким способом это будет сделано, парней не очень-то заботит. Главное, по их словам, чтобы «люди знали своих антигероев в лицо».
На днях в городе появились листовки с фотографией 26-летнего тюменца и кричащим заголовком «Внимание! Педофил!» А ниже: имя, фамилия, точный адрес человека, которого обвиняют в серьезном преступлении. Причем обвиняет не полиция, не следственный комитет, не прокуратура и не суд, а ребята, которые сколотили группу, присоединившись к движению «Оккупай-педофиляй».
Это движение за последнее время стало известно по всей стране, оно имеет свои «филиалы» практически в каждом городе. Вот и Тюмень оказалась в этом списке благодаря нескольким особо инициативным молодым людям.
— Сколько вас в этой группе? -спрашиваю я у Андрея и Максима.
— От двадцати до пятидесяти человек…
— Я слышала, вы ловите на живца.
— Мы заводим на сайте знакомств страничку от имени мальчика или девочки 13-15 лет. Выбираем фотографию, на которой ребенок действительно выглядит ребенком. Пишем цель знакомства: «Ищу друзей». Иногда эта страничка просто подставная, а иногда это реальная страничка реального подростка, который впоследствии идет на встречу со взрослым человеком, предложившим ему увидеться.
— Как так? А родители подростков об этом знают?
— Конечно, знают. Это делается только с согласия родителей. К тому же, мы никогда не подвергаем подростков риску. В квартире, куда они приходят с потенциальным педофилом, уже есть наши люди. Кто-то из нас караулит на улице, дожидаясь условного сигнала. Обычно штаб-квартира, назовем ее так, утыкана видеокамерами. Так что легко можно потом установить, что человек пришел сюда с определенными намерениями в отношении ребенка.
— Провокация?
— Да какая разница — провокация или нет! Если человек не педофил, он не будет вступать в переписку с ребенком, предлагая ему всякие мерзости. А если он это делает, значит, педофил! Какое ему оправдание может быть? Я когда первый раз завел страничку от имени 14-летнего мальчика (рассказывает Максим — М.С.), за одну только ночь пришло 60 сообщений от взрослых мужчин. Кого там только не было: преподаватели, юристы, повара… Были и совсем молодые — парни по 19-20 лет. По фотографии — обычный человек, которого никогда ни в чем таком не заподозришь, а на самом деле с наклонностями педофила.
— И что вы делаете дальше?
— Посмотрите в Интернете, что мы делаем дальше. Там выложены все ролики-интервью с педофилами, которых мы разоблачили.
— Вот вы их называете педофилами, а есть по кому-то из них решение суда, приговор?
— Нам это не важно, нам важно, чтобы люди знали, с кем живут рядом, чтобы могли защитить своих детей.
— С юридической точки зрения, ваша деятельность тоже уголовно наказуема — распространение порочащей информации.
Пожимают плечами, спрашивают:
— А их деятельность не наказуема?
— Это решать правоохранительным органам. Вы передавали им информацию об этих людях? Как-то взаимодействуете с полицией, следственным комитетом?
— Несколько дел довели до правоохранительных органов, — уклончиво отвечают парни. — А вообще, не это наша цель. Наша цель — донести информацию до большого круга людей. А сотрудникам полиции, чтобы завести дело, нужно больше доказательств, или факт преступления. Короче, много там сложностей. Мы действуем быстрее.
На церемонии «охотники за педофилами» времени, действительно, не тратят. Сама видела в Интернете видео, распространенное кем-то из пользователей социальной сети: несколько парней в масках налетают на обескураженного человека, который вошел в квартиру с подростком. Под ощутимым нажимом человек дает на камеру «комментарии». Подобные ролики выложены на страничке «Охота на педофилов Тюмень» «ВКонтакте». Под некоторыми есть отзывы, начиная от «красавчики, так с ними и надо!», заканчивая «испортили человеку жизнь».
Методы «охотников», и правда, вызывают много сомнений и вопросов. Не меньше вопросов вызывает и тот факт, что взрослый мужчина приходит в квартиру к 14-летнему мальчику и раздевается.
Мы обратились за комментарием к омбудсмену Тюменской области Сергею Миневцеву.
— То, что деятельность этой группы противозаконна — это точно, -говорит Сергей Васильевич. -Каждый должен заниматься своим делом. Так вот, поимкой и разоблачением преступников — в том числе и педофилов — должны заниматься исключительно правоохранительные органы. Если гражданину становятся известны какие-либо сведения о возможном преступлении, он должен сообщить об этом в полицию, но не разводить партизанщину, как в этом случае. Делая это, участники движения сами подпадают под несколько статей: хулиганство, распространение порочащей информации, личных данных.
Любой юрист, при желании, может поймать «охотников» за руку. На этот случай основатель движения — некий Тесак (он же — Максим Марцинкевич) — со своей странички «ВКонтакте» дает наставления последователям, как им самим не попасть под уголовную ответственность. Один из советов: «не надо бить (смягченный вариант — М.С.) педофилов на видео». Можно ли делать это за кадром, Тесак юридически корректно умалчивает. Это и понятно. У него уже есть неприятный опыт общения с правоохранительными органами: общественный активист и пропагандист национал-социалистической направленности, борец с педофилией Тесак подвергался уголовному преследованию по статье УК РФ «разжигание ненависти либо вражды по признакам национальности или религиозной принадлежности» (пишет интернет-энциклопедия Википедия).
Вот такой пример для подражания у тюменских борцов за справедливость.
Наши правоохранительные органы не сообщают, есть ли у них претензии к парням из движения «Оккупай-педофиляй». Не сообщают они и о том, предоставляли ли активисты в полицию или следственный комитет какие-нибудь видеозаписи или иные материалы, по которым впоследствии были возбуждены уголовные дела.
Тем временем по городу продолжают «гулять» листовки с фотографиями, фамилиями и обвинениями, а по Интернету — ролики, снятые «оккупантами».
***
фото: Во время своих «рейдов» «охотники» предпочитаю закрывать лица «маской Анонимуса».