Строил и просвещал Сибирь
Петропавловская церковь и колокольня. Дата постройки — 1755 год.
Церковь и колокольня — прекрасный повод, чтобы вспомнить о Филофее Лещинском, человеке, с чьим именем связано начало духовного образования в Сибири.
Если говорить о самой церкви и колокольне, то история получится похожей на истории других храмов. В 1741 году с помощью собранных горожанами пожертвований удалось завершить строительство колокольни, но сама церковь была закончена в 1755 году. Вскоре колокольню объединили с храмом одноэтажной ризницей. В 1770-х годах ризница была надстроена вторым этажом, между храмом и колокольней в линии ограды выстроили корпус духовного правления, а с западного фасада — двухэтажную паперть- трапезную.
В 1842 году от случившегося в Тюмени сильного пожара, уничтожившего возле самого монастыря около двух сотен жилых домов, Петропавловская церковь и колокольня «пострадали так, что кроме каменных стен ничего в них не осталось». В 1851-1853 годах сделан ремонт, в результате которого внешний и внутренний облик церкви несколько изменился.
Петропавловская церковь поставлена в южной ограде над Святыми воротами. В плане она крестовая, воспроизводит схему украинских пятикамерных башенных храмов второй половины XVII века. Во время ремонта середины XIX века, сгоревшие украинские купола были восстановлены в виде луковиц. Вот, в общем- то, и все.
Жизнь же человека, благодаря которому в Тюмени появилась Петропавловская церковь и колокольня, значительно интереснее.
. Мне вспоминается, как в марте 2007 года делегация, состоящая из представителей тюменской городской власти, отправилась в Екатеринбургский художественный фонд. Поехали не ради праздного интереса, а чтобы оценить монументальную композицию, посвященную легендарному просветителю Филофею Лещинскому. Помню и то, как автор композиции — скульптор Лев Лузаков, приступая к работе, прочитал всю литературу о просветителе. Образ Филофея продумывался до мельчайших деталей и соотносился с историческими фактами. Более того, за время работы фигура Лещинского претерпела массу мелких изменений: долго дорабатывалось его одеяние и лицо.
— Я изначально не хотел создавать Лещинского «застывшим», как на иконе, — сказал тогда скульптор. — Этот человек во времена Петра Великого окрестил более 40 тысяч человек. Он положил начало развитию культуры в Западной Сибири, в Тюмени построил монастырь, в Тобольске основал славяно-русскую школу. Он пришел в Сибирь по бездорожью и проделал колоссальную работу, а поэтому не может быть «застывшим».
Сегодня композиция Лузакова украшает Тюмень, стоит напротив Петропавловской церкви, напоминая нам о том, как в 1703 году Лещинский добился от Петра I разрешения на открытие в Тобольске первой в Сибири славянорусской приходской школы. Преподавали в ней образованные киевские монахи. На тот момент подобные учебные заведения существовали только в Киеве, Москве, Чернигове и Ростове. Впоследствии эта школа стала Тобольской духовной семинарией.
Филофей был инициатором и каменного строительства в Сибири, благодаря ему появились многие храмы. В частности, Свято-Троицкий собор и Троицкий мужской монастырь, который долгое время был главным центром миссионерства — только в ходе личных экспедиций Филофей обратил в христианство до сорока тысяч человек коренного населения Сибири. О масштабах и итогах архипастырской деятельности Филофея говорят цифры, сохранившиеся в исторических документах. К моменту его вступления в управление епархией — по всей Сибири 160 храмов, а через четверть века его пребывания на митрополичьей кафедре число храмов увеличилось до 448.
При участии Филофея состоялись первые театральные постановки в Тобольске, а при Свято- Троицком мужском монастыре начал работать госпиталь, ставший фактически первой лечебницей в Тюмени.
Филофей управлял епархией вплоть до 1720 года, когда был — с большой неохотой — отпущен Петром I на пенсию. Уйдя на покой, Лещинский поселился в Тюменском Троицком монастыре. 31 мая 1727 года в возрасте 77 лет старец умер. Тело святителя было погребено напротив входа в монастырь, чтобы, как гласит завещание, «мимоходящие попирали прах ногами».
В 2006 году во время работ по укреплению фундамента Свято- Троицкого собора рабочие наткнулись на дерево. Оно оказалось деревянной балкой на глубине чуть больше полуметра. Чуть глубже был обнаружен край кирпичного склепа. Сделав небольшое отверстие, рабочие увидели завернутый в темную ткань силуэт человека — это были мощи Филофея. Теперь они хранятся в Свято-Троицком монастыре.
Вот тогда и зародилась мысль увековечить митрополита в памятнике. Филофей был не только любим и почитаем в народе, но был широко известен и признан у современников как крупный общественный и культурный деятель петровской эпохи.
***
фото: