Как звучит будущее
В тайм-кафе «Кроличья нора» прошел необычный вечер — самарский музыкант Лидия Игольникова знакомила тюменскую публику с хангом.
И желающих послушать необычную музыку оказалось довольно много.
… Хрупкая светловолосая девушка берет большой стальной инструмент, по форме чем-то похожий на летающую тарелку, и кладет его на колени.
Две полусферы, посредине -отверстие размером с кулак для звукового резонанса. Казалось бы, что может быть проще? Однако Лидия извлекает из инструмента, нехитрой на первый взгляд формы, удивительные звуки. В зависимости от того, работают ли большие пальцы, кончики пальцев или основание кисти, мелодия то летит легко и свободно, то становится резкой, отрывистой и напряженно-гудящей.
Кажется, будто в ханге слилось звучание стальной тарелки и многих других резонирующих перкуссионных инструментов со всего света: гонга, барабанов, колокольчиков, музыкальной пилы. Звуки словно переносят в космос, и звездно-галактический видеоряд, который подобрала Лидия в качестве сопровождения, подкрепляет это ощущение визуально.
Откуда взялось это удивительное изобретение — ханг? Оказывается, его придумали в 2000-м году Феликс Ронер и Сабина Шерер из швейцарского города Берн. На бернском диалекте немецкого языка слово «напд» означает «рука».
Обычно ханг используют во время занятий по медитации. Но Лидия Игольникова в своем сольном проекте «Mikkai Kumo» впервые в России представила экзотическую музыкальную новинку как концертный инструмент. И ее идея нашла отклик. Два года назад Лидия представила нашу страну на фестивале «Мастера ханга со всей Европы», и тогда же стала участницей программы «Минута славы», где играла на ханге с музыкантом из Москвы.
А сейчас «Mikkai Kumo» ездит с концертами по Уралу: после встречи в Тюмени Лидию Игольникову ждут в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Самаре и других городах. И думается, ждут с нетерпением. Потому что ощущения после ее выступления — удивительные.
Один из участников встречи в «Кроличьей норе» Александр Никитин делится впечатлениями:
— Я впервые побывал на подобном выступлении, до этого даже не знал названия инструмента и не слышал, как он звучит. Удивило все! Форма ханга и особенно его звучание — очень необычное и приятное. Очень к месту был «космический» видеоряд. После каждой композиции хотелось захлопать музыканту, но я сдерживался, чтобы не разрушать прекрасную, добрую энергетику вечера.
… Ощущения от ханга неоднозначные. Это не та музыка, которую можно слушать постоянно. Скорее, она для особых случаев -когда хочется отдохнуть от суеты, погрузиться в себя, в свои мысли. Но совершенно точно эти звуки -нечто новое и очень необычное: они сочетают в себе энергию металла и нежность перкуссии.
Ханг называют изобретением третьего тысячелетия. Может, действительно, так звучит будущее?
***
фото: Лидия Игольникова играет на ханге.