X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

По Тюмени с закрытыми глазами

Я закрываю глаза, делаю два шага вперед и на третьем спотыкаюсь о вспученный асфальт тротуара.

— Осторожнее, так и расшибиться можно! — подхватывает меня под локоть Виктор Кряжев.

Он не видит моих манипуляций, но по звуку шагов и громкому «ой!» догадывается, какой эксперимент я затеяла. Говорит, что с непривычки проводить такие эксперименты, особенно в нашем городе, — довольно рисково.

— К тому же ваш организм не мобилизует свои силы, потому что понимает: ему это не надо, -объясняет Виктор мою неудачу в хождении с закрытыми глазами. -И лучше, чтобы никогда не было надо!

Виктору Кряжеву стало «надо» в 1995 году. В 28 лет он получил серьезную травму и полностью лишился зрения. Долгое время верил, что оно к нему вернется (так говорили врачи). Когда понял, что — все, ушел в глубокую депрессию.

— Представьте, я только до обеда ел пять, а то и шесть раз — все подряд. Очень сильно растолстел, — вспоминает он.

Сейчас в этом подтянутом человеке никак не угадать того, кто когда-то махнул рукой на свою жизнь. С тех пор многое изменилось: Виктор снова занялся спортом, обрел новых друзей, стал без посторонней помощи выходить на улицу…

Курсы реабилитации и восстановления трудоспособности он прошел в городе Бийске Алтайского края, в специальной школе. В Тюмени же адаптироваться ему помогали родные и близкие. Еще на помощь пришли такие же, как и он, незрячие и слабовидящие люди из общества инвалидов.

— А потом жизнь закрутила, хотел я того или нет, пришлось решать насущные вопросы, все дальше в одиночку уходить от дома, -рассказывает Виктор. — Первым самым настоящим испытанием для меня было добиться для себя стационарного телефона, пришлось обойти много контор. Зато с тех пор я чувствую себя на улице достаточно уверено.

Однако Виктор знает многих товарищей по несчастью, которые вообще не выходят из дома. Боятся. Машин, дорог, открытых люков, черствых людей.

— У нас в тюменском городском отделении Всероссийского общества слепых 835 человек, — говорит председатель отделения Людмила Риехакайнен. — Но на самом деле людей с проблемами зрения в Тюмени намного больше. И если мы хоть как-то поддерживаем друг друга, то им в одиночку вообще трудно. В большом мире зрячих они — чужие.

В среду Людмила Риехакайнен, Виктор Кряжев, а еще Евгений Вишняков (он различает лишь силуэты) и Александр Добрица (не видит совсем ничего) встречались с руководством «Тюменьгортранса» на перекрестке улиц Холодильной и Фабричной. Сюда же пригласили и журналистов, чтобы через нас обратиться к тюменцам с просьбой проявить больше понимания к слабовидящим людям.

— В последнее время нам часто приходится восстанавливать устройства звукового сопровождения на светофорах. Их ломают, — говорит Алексей Санник, директор «Тюменьгортранса».

Это одна из немногих городских организаций, с которой общество слепых наладило тесный контакт. На сообщения слабовидящих о неполадках «говорящих» светофоров диспетчеры реагируют в первую очередь. Чтобы хоть как-то облегчить этим людям передвижение по городу.

Галя Безбородова

Но это — всего лишь капля в море.

— Пойдемте, дойдете с нами до общества слепых. Это на улице Мельничной, 17, — предлагает Людмила Вяйновна. — Недалеко. Для вас.

У слабовидящего или незрячего человека эта же дорога занимает вдвое больше времени.

По пути Людмила Вяйновна комментирует практически каждый шаг Виктора, который идет впереди нас, нащупывая пространство алюминиевой тросточкой. Через каждые полминуты я порываюсь остановить его: там — машина на тротуаре, здесь — мусорный бак, тут — большая лужа.

— Ему, как и всем нам, приходится проходить этой дорогой почти каждый день одному, — говорит Людмила Риехакайнен.

В этот момент в Виктора сзади врезается молодой мужчина — он говорит по сотовому телефону и очень куда-то торопится, поэтому ничего вокруг не видит, спотыкается о тросточку и несется дальше. И кто здесь незрячий?

На такие эксцессы Виктор внимания давно уже не обращает -тросточки прохожие ломают ему почти каждую неделю. Для этого общество слепых закупает их оптом, в Бийске — там подешевле. Это своего рода расходный материал.

— Нас, как машины, нельзя обгонять справа, — улыбается Кряжев. — Наш единственный ориентир — это звук проезжей части и бордюр, который мы нащупываем тросточкой. Поэтому и двигаемся обычно по правой стороне пешеходной дорожки.

Но прохожим в эти тонкости передвижения по городу слепых вникать некогда, да и, судя по всему, совершенно не интересно.

Зрячему слепого сложно уразуметь. Людмила Вяйновна говорит, что в офтальмологическом центре предложили как-то оснастить двери всех кабинетов табличками, на которых написано имя врача по системе Брайля. «А в какую сторону у вас открываются двери?» — спросила Людмила Вяйновна. «Наружу.», — растерянно ответили ей.

— Представьте, сколько раз слабовидящего ударят дверью в лоб, пока он пытается прочесть эту табличку, — обращается она уже ко мне.

И припоминает еще несколько случаев, когда хотели как лучше, а получилось как всегда. Несколько месяцев в городе работала программа «Ситуационная помощь». Слабовидящим выдали специальные карточки с буквой «С». Увидев такую карточку, персонал больниц должен был соответствующе относиться к пациенту. Но недолго длился эксперимент. Сейчас медперсонал уже и забыл, что подразумевает эта карточка.

Галя Безбородова

… Виктор наткнулся на большой джип. Машина стоит прямо на тротуаре — как раз с правой стороны. Тросточка уходит под высокий автомобиль, не предупреждая вовремя своего хозяина об опасности. Виктор говорит: хорошо, что еще водителя не было, а то выбежал бы драться — из-за того, что задели тросточкой его автомобиль. Такое часто случается.

Следующее препятствие, совсем уже на подходе к обществу слепых, — огромный мусорный бак. Такой формы, что тросточкой его тоже не сразу нащупаешь. Верхняя часть выступает далеко вперед. Говорят, почти каждый день машина, выгружающая из него мусор, бросает его на новом месте. Поэтому слабовидящим никак не приноровиться обходить громоздкий бак.

Но одно из самых опасных мест в городе для незрячих людей -это. территория у общества слепых, на улице Мельничной, 17. Асфальт здесь разбит, тротуары находятся в низине, из-за чего в дождливую погоду здесь всегда стоят лужи.

— Я постоянно прошу о том, чтобы как-то подняли в этом месте асфальт. Но пока тишина, — говорит Риехакайнен. — Может, кто-то и видит, как в нашем городе работает программа «Доступная среда». Но мы — те, для кого она работает, — практически не видим этого. Может, потому что слабовидящие?.. Грустно смеется.

***
фото: Виктор один на один с большим городом;Иногда проводником незрячих людей бывает только их собственная тень;Запрещенный обгон.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта