Школьники с железной дороги
По детской железной дороге путешествуют дети. И работают на ней — дети. Насколько все серьезно?
КАЖЕТСЯ, ЭТО ИГРА
Станция Юность. Диктор — девичьим голосом — объявляет о прибытии поезда. Школьник-дежурный по станции встречает его красным диском. Развернутые желтые флаги держат в руках проводники, высунувшиеся из вагонов. Поезд пыхтит, свистит и шумно останавливается.
Пятнадцатиминутная стоянка, и — снова рейс до станции Приозерная.
Из вагонов долго высыпает народ. Проводники провожают пассажиров. Старшие — инструкторы — стоят рядом и подсказывают своим подопечным, что делать и как. Два осмотрщика-ремонтника вагонов в оранжевых жилетках подбегают к локомотиву, отцепляют его от состава. Из них тот, что с сединой, что-то рассказывает младшему.
Наблюдаю за суетой на перроне и сомневаюсь, что собравшиеся в перерыв хохочущие школьники — проводники и дежурные по станции — относятся к своему делу серьезно. Кажется, они только общаются, рассказывают байки, а в деле опираются на подсказки инструкторов. Дети играют.
Каждое лето ученики школы юного железнодорожника проходят практику на этой «игрушечной» железной дороге в районе озера Андреевское. Взрослые показывают им реалии профессий машиниста, помощника машиниста, дежурных по перрону и вагонам, ревизора, бригадира поезда. Хочу как следует рассмотреть их в работе. Поэтому покупаю билет и сажусь в заполняющийся вагон.
ОНИ НЕ ОСОЗНАЮТ
Поезд нашей детской железной дороги — это два тепловоза, которые меняют при смене направления, и три вагона. Управляют локомотивом машинист с помощником и двое учеников. В составе работают проводники, ревизоры, бригадир и начальник поезда, у них тоже есть свой инструктор-педагог. И, конечно, в поезде полно пассажиров — детей, их родителей — заняты все места. Восьмиклассник Евгений Денисов уже закончил трехлетнее обучение в школе юного железнодорожника, но продолжает практиковаться. Школьники могут попробовать себя во всех предлагаемых специальностях. Сейчас на бейдже Жени написано «проводник», хотя больше ему понравилось быть машинистом:
— Я пришел в школу в восемь лет со старшим братом. Мне разрешили ходить на занятия под его присмотром (в школу принимают с 12-ти — Авт.) Дальше хочу поступить в тюменский железнодорожный колледж — в конце концов, стану машинистом!
Ревизор Метин Садыков тоже решил обучаться железнодорожному делу вместе с братом:
— В школу пришли инструкторы, рассказали о детской железной дороге. Нас это заинтересовало. Брат — уже студент УрГУПСа. А я окончу одиннадцатый класс и пойду учиться ремонту и обслуживанию электроприборов, а потом хочу получить высшее образование по этой же специальности. Думаю, в будущем буду хорошо зарабатывать — чтобы семью кормить, детей одевать. Еще льготы у железнодорожников есть: можно раз в году бесплатно съездить в любую точку России!
Метин улыбается. «Льготы — это неплохо. А как же ответственность? — интересуюсь у развеселившихся собеседников. — За пассажиров, за поезд?» Школьники соглашаются: да, это все есть… Нет, они не осознают всей сложности выбранных профессий. Да я и сама, наверное, не до конца понимаю. Потому что никогда не вела поезд и не работала проводником. Самое время попробовать!
ИНСТРУКТОРЫ ГОВОРЯТ
В кабине машиниста — 15-летняя Наташа Волкова, она второе лето работает на этой должности, держится на посту сосредоточенно, уверенно.
— Мне нравится, — поясняет она выбор профессии. — Но думаю, работать буду дежурным по станции: распоряжаться о приеме, отправлении и пропуске поездов. Была у меня ошибка, когда я, отправляя поезд, подала не тот сигнал: вместо красного диска показала белый. Но мне вовремя подсказали, и я исправилась. Больше такого не повторялось.
О важности учебы для юных железнодорожников спрашиваю их учителей.
— Ребята очень серьезно относятся к своим обязанностям, -рассказывает инструктор Ольга Рожкова. — Есть, конечно, те, кто пропускал учебу, нарушал дисциплину. Но таких немного, и мы не допускаем их к практике. Так что летом сюда приходят только ответственные дети.
— Дисциплина в нашей профессии — это самое главное, — добавляет машинист Искандер Гаитов. — Кто не серьезно относится?! Я в позапрошлом году готовил ребят на слет машинистов, и наши заняли пятое место среди 25 детских железных дорог России!
— Мы же помогаем, следим за ними, — убеждает Владимир Лужбин, осмотрщик-ремонтник вагонов. — Дети хорошие. Кто действительно хочет, тот и работает.
ВСЕ СЕРЬЕЗНО
Сегодня команда инструкторов собирается в последний рейс. Прошусь к машинисту Искандеру, чтобы взял с собой в кабину. Он соглашается.
Поднимаемся в локомотив. Почти все пространство занимает пульт со множеством кнопок, рядом с ним теснятся два кресла. Машинист садится на свое место, проверяет тормоза всех вагонов, нажимает кнопки. Я слежу за его руками, слушаю о назначении приборов. Ужасаюсь, как столько тонкостей может запомнить человек! И не спутать — самое главное.
У Искандера на форме — погоны с двумя золотыми звездочками. Он машинист второго класса. На детской железной дороге работает шестой сезон. А вообще водит поезда 26 лет: начинал с грузовых, сейчас на пассажирских.
… Зеленый на светофоре дает добро на отправление состава. Поезд трогается с места, набирает скорость. Перед рейсом машинисту на станции выписывают справку, в которой заявлены время пути, допустимая скорость поезда, данные о тормозах. Искандер держит руку на рычаге скорости, поясняет:
— Мы едем до 20 километров в час. Быстрее нельзя — вагонов мало, их будет трясти. Когда составу нужно подняться по крутому подъему (но у нас на пути такого нет), из локомотива подается песок на рельсы. Еще сыплют песок при отправлении, торможении и в плохую погоду, когда рельсы скользят.
Помощник машиниста Сергей Гультяев нажимает на свисток и гудок. Объясняет: чтобы оповестить грибников, которые могут выйти на рельсы из леса. Все действия с пульта управления записываются на дискету, потом они расшифровываются техниками. Так можно выявить возможные нарушения в управлении.
Чтобы понять, насколько сложно вести поезд, надо попробовать. На обратном пути Искандер делит свое место со мной — управляем поездом в две руки. Я напряжена всю дорогу: даже спину держу прямо. Пугает ответственность: позади — три вагона, в которых пассажиры. Надо не отпускать рычаг скорости и следить за показателем спидометра. В боковое зеркало вижу качающиеся вагоны: возвращаюсь к спидометру — нет, все в порядке, скорость в норме.
Итак — пятнадцатиминутный рейс. Время пролетело быстро. Подъезжаем к Юности. Искандер выпроваживает меня из кресла — дабы не травмировать психику дежурного по станции, который увидит чужого за пультом. Поезд останавливается. Машинист улыбается:
— Вот и все! Ничего сложного.
Быть в кресле машиниста несерьезным — невозможно: ответственность за перевозимых людей обязывает! Проводники, дежурные по станции, осмотрщики, — все понимают важность своих профессий. Практика для юных железнодорожников — возможность примерить ответственность на себя. Может, в силу возраста, не всегда получается… Но у детей есть дело, интерес к которому, возможно, приведет к выбору любимой профессии — на всю жизнь. А инструкторы помогают в этом.