Надо бы колпак переколпаковать
Иногда заседания городской комиссии «по присвоению, наименованию и переименованию улиц, площадей, иных территорий города Тюмени» происходят очень бурно.
Так, на текущей неделе столкнулись мнения по двум пунктам повестки: относительно сквера Памяти борцов революции и ныне безымянного зеленого уголка на улице Одесской, 53. Один предлагалось вовсе упразднить, а другому дать имя.
ОСТОРОЖНО: ИСТОРИЯ!
Депутат областной Думы и координатор проекта «Историческая память» Александр Крупин предложил увековечить 400-летие дома Романовых присвоением этого имени безымянному скверу на улице Одесской. Не только в связи с юбилеем, но с тем, что «эта династия внесла неоценимый вклад в укрепление российской государственности, формирование устойчиво и динамично развивающейся экономики страны, расширение ее пределов…» Далее депутат сообщает, что «династия Романовых продолжает существовать», что она «медленно, но верно возвращается в общественную и культурную жизнь современной России.» И тому подобные аргументы «за Романовых», которые, заметим мы, еще в марте 1917 года отреклись от престола.
Однако оказалось, что эту завлекательную идею не поддерживают ни совет ТОС «Апрель-2012», ни жители этой территории, ни управа Ленинского округа, которая и направила соответствующее письмо в департамент градостроительной политики, деликатно заменив свой отказ предложением «присвоить это имя другому скверу или парку, расположенному в более посещаемом или историческом месте города».
Участники заседания обратили внимание членов комиссии на первую статью Конституции РФ, согласно которой «Россия есть демократическое государство с республиканской формой правления». А также напомнили, что сквер на улице Одесской в свое время посадили рабочие ТЭЦ-строя. Что назывался он многие годы «Слава труду!» Что была здесь скульптура рабочего с молотом и книгой, но обветшала. И что предлагаемое новое имя входит в диссонанс с разворачивающимся движением «Славим человека труда!»
Словом, есть над чем подумать. Вопрос отложен. От себя автор хотел бы сказать, что в следующем году отмечается более близкий нашему времени юбилей -столетие со дня рождения Александра Протозанова. Председатель Тюменского облисполкома, а затем — первый секретарь промышленного обкома партии сыграл огромную роль в становлении тюменского нефтегазового комплекса. В этом же качестве он курировал строительство ТЭЦ-1. И он же в 1963 году добился открытия медицинского института, расположенного как раз напротив этого сквера. Придет юбилей, и лучшие умы станут ломать голову, как увековечить имя Протозанова на карте города. Между тем, решение лежит на поверхности, надо чуть-чуть обождать.
ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА?
Факт, что у некоторых чиновников процесс письма не всегда коррелируется с мыслительным процессом, — не новость. Оттого случаются неприятности. Так и в документы к заседанию нашей комиссии «вкралось» предложение департамента земельных ресурсов — «рассмотреть вопрос об упразднении наименования сквер «Памяти борцов революции». Именно так — об упразднении.
Эта информация привела на заседание и старейшего тюменского архивиста Майю Андреевну Смирнову, и коммуниста Александра Черепанова, и краеведа и историка Александра Петрушина. При всей несхожести их отношений к самой Октябрьской революции и к ее борцам, они были обеспокоены: как можно движением пера вычеркнуть целые страницы из истории города?
Были громы и молнии, пока, наконец, с помощью председателя комиссии Ларисы Теплоуховой не разобрались. Оказалось, что в документе просто употреблено не то слово. Оказалось, что на пространстве между двумя университетами — аграрным и ТГУ, согласно документам, умещаются сразу два объекта: сквер Памяти борцов революции (могила погибших в гражданскую войну красноармейцев и памятник над ней) и площадь Борцов революции. А суть (но не текст!) предложения: объединить эти два объекта под общим названием — площадь Борцов революции.
Так и записали в решении. А то ведь кое-кто из присутствующих даже предположил: не скрывается ли за упразднением попытка присоединить территорию сквера-площади к только что воздвигнутому по соседству элитному дому?
То-то, господа, думайте, что пишете.