X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Пролетая 80-летний юбилей

— Когда я только пришел на завод 11 лет назад, молодежи почти не было, — говорит сборщик-клепальщик «ЮТэйр-Инжиниринг» Андрей Семенов. Работали 400 человек, все в возрасте, все друг друга знали. А сейчас народу -больше тысячи!

… О том, как менялось предприятие за 80-лет, много говорили на празднике в честь юбилея завода. Выступая перед работниками, генеральный директор Рашид Фараджаев напомнил, что в 1933 году появились Новосибирские авиаремонтные мастерские, а в годы войны производство перебралось в Тюмень. В 1958 году отремонтировали первый вертолет Ми-1, в 61-м — самолет Ан-2, в 80-м — Ми-8-Т, в 92-м — Ми-8-МТВ…

— Ну, а остальное вы помните, — сказал Фараджаев.

Самое главное, что за все это время предприятие не изменило своему профилю. Но напротив -стало больше и людей, и вертолетов.

ВЕРТОЛЕТ, ЧТО СДЕЛАЛ ПАПА

… В цехе стоит салатовый Ми-8 — без лопастей и агрегатов, пустой внутри, с облупившейся краской и погнутыми металлическими деталями.

— Эта машина у нас на продлении, — комментирует бригадир Семенов. — Вертолет старый, свое уже отлетал, но через каких-нибудь полторы недели вы его не узнаете! Да и вообще, бывают машины пострашнее.

Самые изношенные вертолеты, по словам Семенова, приходят из Африки. Там жаркий, очень влажный климат, от которого защитное покрытие слезает, как сгоревшая на солнце кожа. Бывают аварийные машины, где порваны или погнуты шпангоуты — приходится снимать кабину, обновлять каркас, ремонтировать фюзеляж и кабину по отдельности, собирать вновь. Это очень сложно.

Нынешний вертолет — не аварийный, а самый обыкновенный, проходящий капитальный ремонт. Но уже в который раз меня удивляет, каким вниманием обласканы машины в заводских цехах.

Галя Безбородова

… С одного борта жужжит шлифовальная машинка — Дмитрий Гиль изнутри чистит металл, так что в иллюминаторе мелькает только вращающийся диск. Тут же, сидя на полу, Александр Макаревич, с громким стуком клепает обшивку. Обойдешь вертолет с хвоста, а там другая группа рабочих — один у открытого отсека, двое у левого борта: ровняют, грунтуют, укрепляют металл. Да еще на верхней палубе, где должны быть лопасти, делает свое дело Денис Григорьев. По очереди включаются жужжащие шлифовальные машинки, громкие пневмопистолеты, кто-то стучит молотком. Окруженный людьми вертолет напоминает пациента на операционном столе, которого бригада хирургов возвращает к жизни.

— Работа у нас творческая, — говорит Александр Макаревич. -Действуем по технологии, но нельзя просто снять деталь и поставить новую — приходится самим что-то вырезать, подгонять под конкретный вертолет: нет двух одинаковых машин.

Александр пришел на завод учеником пять лет назад, за это время, говорит, досконально изучил технологию. Да еще все детство провел среди летающих машин: его отец — заводской водитель -часто брал ребенка в цеха. Теперь уже сын Александра мечтает стать пилотом.

— Недавно он был на экскурсии — очень ему понравилось, — рассказывает Макаревич. — А когда видит в небе вертолет, говорит: «Папа его делал»…

Пока подрастает Макаревич-младший, Александр не может позволить себе долгие командировки. А вот другие рабочие полетали и по стране, и по миру. Андрей Семенов не раз бывал в Африке, где местные жители с широко открытыми глазами встречали белых людей. Денис Григорьев работал в Афганистане, где его поразили тамошние горные пейзажи — на самолете такого не увидишь. Но конечно, работают они не из любви к путешествиям: у кого-то руки всю жизнь тянулись к «железу», кому-то нравится характер ремонтов.

— Иногда придет вертолет — настолько старый, что за голову схватишься! — говорит Григорьев. — Но если уж взялся за работу, надо все сделать качественно. Тем более, нас проверяют, делают облеты, мы расписываемся за свою работу: не дай Бог, что случится — будем отвечать.

Верхняя палуба, где работает Григорьев, — один из самых ответственных участков. Здесь располагаются двигатели, все силовые детали — металл должен быть без малейшей трещинки. Попадают наверх работники по очереди, и вообще постоянно меняются — чтобы не сидеть на одном месте и не терять квалификацию.

Галя Безбородова

… В помощь сборщикам в этом году завод закупил новый импортный пневмоинструмент, рассказывает начальник цеха Руслан Гиматдинов. Кроме того, за последние два года модернизировали основную часть производственных участков. Новые краскопульты появились в «малярке», обновили цех гальваники, построили новый цех по ремонту гидроусилителей, расширили швейный участок. Совсем недавно появился дополнительный стенд для регулировки управления — теперь два вертолета могут обслуживаться одновременно. Все для того, подчеркивает Гиматдинов, чтобы предприятие ремонтировало большее количество машин и с более высоким качеством.

— При этом мы не теряем традиций, — рассказывает Руслан. -В 90-е годы вернулись к ремонту самолетов Ан-2, и теперь, если будут заказы, сможем восстановить такой самолет — все необходимое оборудование есть.

ОТ АН-2 К AUGUSTA

О сохранении традиций и о движении завода к современному состоянию сказал на праздничной церемонии Геннадий Галиахметов, бывший директором завода N 26 до 2007 года, а сейчас — советник гендиректора «ЮТэйр-Инжиниринг». О том, как в 60-70-е годы развивали социальную инфраструктуру, в 80-е — осваивали ремонт новых типов отечественных вертолетов. Сейчас предприятие — единственное в стране, что собирает французские Eurocopter, обслуживает технику других западных производителей. Куда двигаться дальше?

— Мне кажется, надо развивать инженерную службу, она должна стать основой предприятия, — отвечает Геннадий Вафаевич. — Мы работаем с иностранной техникой, это требует нового отношения к ремонтам — не перебирать машину в цехе после налета ею 1500-2000 часов, но последовательно заменять износившиеся детали. Оборудование должно само диагностировать, когда менять подшипник, а когда — прокладку. Кроме того, необходимо расширять географию — я сейчас плотно занимаюсь Южной Америкой, хотим открыть дополнительную точку техобслуживания в Перу.

Галя Безбородова

Один из заказчиков завода — ООН, почти вдвое сократила свой парк. Не ударит ли это по тюменскому заводу?

— Знаете, мы уже переживали сложные времена — переход от социализма к капитализму, и этот опыт многое нам дал. Думаю, сейчас основное направление работы — коммерческое обслуживание. Нынешнему руководству надо просто быстрее крутиться, активнее предлагать свои услуги, а не ждать заказов.

Думаю, все на заводе тяжело воспринимают сообщения о катастрофах и аварийных посадках вертолетов…

— Вы правы, от каждого такого сообщения вздрагиваешь, очень переживаешь — даже если это судно другой компании. Я сейчас несколько отошел от дел, и от сердца немного отлегло. Но когда-то у нас была страшная авария, комиссия подозревала непрофессионализм сборщиков, однако мы доказали: с нашей стороны нарушений нет. Я абсолютно уверен в своих людях, могу рассказать трудовую биографию каждого… Не раз им приходилось восстанавливать вертолеты из голой, пустой коробки, что поступала в цех. К машинам претензий быть не должно.

Тем временем, гости церемонии поздравляли коллектив. Председатель областной Думы Сергей Корепанов (к слову, бывший радиотехник Салехардского объединенного авиаотряда) сказал, что не будь Завода N 26, гораздо сложнее было бы освоить тюменский Север. Начальник тюменской таможни привел цифры: количество таможенных деклараций на ввозимое заводом оборудование увеличилось со ста в 2004 году до 7000 в прошлом… И все отмечали, что у завода большое будущее.

Галя Безбородова

— 80 лет — не много для завода, — сказал председатель профсоюза «ЮТэйр» Вячеслав Кондрашкин. — Человек в таком возрасте подводит итоги жизни, но предприятие, накопившее опыт, движется с этим багажом вперед.

P.S. Одно из направлений развития предложили тут же, на церемонии. Представитель Московского вертолетного завода подарил Рашиду Фараджаеву макет новой модели Ми-38: в серию вертолет планируют запустить в 2015 году, тюменский завод может готовиться к его обслуживанию. В этот же день Фараджаев сказал, что подписано соглашение с компанией Augusta — на базе «ЮТэйр-Инжиниринг» создадут авторизованный центр по обслуживанию итальянских машин. Еще одним вертолетом, который тюменцы способны отремонтировать, станет больше.

***
фото: На участке клепки;Александр Макаревич;Андрей Семенов;Денис Григорьев;Геннадий Галиахметов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта