Новая высота летчика Подкорытова
Вышивать бисером умеет не каждая женщина, а бывший летчик из Ханты-Мансийска Сергей Подкорытов стал в этом деле признанным мастером.
Выставка «Сказка из бисера», которая открылась в Тюмени в институте криосферы Земли, стала 63-й персональной экспозицией в его творческой истории. За 30 лет, которые он отдал этому увлечению, Сергей Владимирович стал лауреатом более трехсот российских и международных премий, в его коллекции более пятисот работ. Как, шутя, говорит сам мастер, он вышивкой так увлекся, что и не заметил, как пришил не один миллион бисеринок.
Началось необычное увлечение со школьных уроков труда. В третьем классе его учили вышивать крестиком, делать стежки гладью. Правда, для 10-летнего мальчишки такое рукоделие показалось скучным. Научиться-то он научился, но к ниткам мулине его совсем не тянуло. Искра проскочила много позже, когда он стал опытным летчиком, изучил ТУ-154, как свои пять пальцев, его назначили заместителем начальника Ханты-Мансийского авиационного отряда.
Однако летная романтика всегда сочетается с рутиной. Экипажи могут часами, а то и сутками ждать летной погоды. В такие периоды многих спасает хобби.
Свое увлечение Подкорытов нашел случайно. На экскурсии в одном из подмосковных музеев увидел вышитый портрет Петра Первого. Его поразил не сам гобелен, а пуговицы на мундире императора -они были вышиты как раз бисером.
— Что-то тогда меня «клюнуло», -вспоминает Сергей Владимирович, -и захотелось сделать нечто подобное.
На изготовление первой картины ушло почти два года (сейчас хватает и трех недель). Он не стал осваивать классическую технику вышивки, а придумал свою — не хотелось работать по заданным схемам, применять рекомендованные цвета, шить строго по эскизным линиям.
К вышивке он подошел как профессиональный штурман, читающий летную карту. В мелких значках и линиях пилоты видят картину местности в целом. Так и Подкорытов решил создавать свои картины — без черновиков, с чистого листа, без подсказок и дополнительных линий.
— Картины рождались у меня в голове целиком, оставалось только перенести увиденное на полотно, -говорит мастер.
В первых работах палитра была небогатая, но сейчас, чтобы передать оттенки на полотне он может использовать до 180 разных цветов. Форму и размер бусин тоже подбирает в процессе вышивки. Для него нет какой-то одной предпочтительной — круглой, плоской или цилиндрической формы.
— Чтобы картина «заговорила», может понадобиться нестандартный ход, — считает художник. — Настоящая творческая работа, как и творение природы, не всегда укладывается в заданные рамки.
Его нестандартный подход к технике старинного рукоделия, ставит в тупик искусствоведов: то ли это ремесло, то ли народное, то ли художественное творчество.
— Меня часто называют белой вороной, — с улыбкой говорит Сергей Владимирович. — Тем более что я никогда не работаю на заказ. Вышиваю только то, что нравится, и так, как считаю нужным.
Даже иголки для вышивания он не покупает, а делает для себя сам. Утверждает, что изготовленные фабрично часто ломаются и колют пальцы.
Свою технику Подкорытов не держит в секрете, готов объяснять, показывать, проводить мастер-классы, вот только научить своему видению, вдохновению и погружению в эту творческую реальность не может. Поэтому конкуренции не боится.
— Даже если и появятся где-нибудь ученики, им меня уже не догнать, — говорит он.
У него нет высокомерия к новичкам, свою высоту полета он знает точно, не уносится в заоблачные дали. Хотя на облака, по-прежнему, любит смотреть не снизу, а сверху. На его картинах они всегда под крылом самолета.
***
фото: Сергей Подкорытов.