X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Родные сюжеты и цвета «Урала»

… В лодке, медленно плывущей по холодной суровой реке, замерзает человек. Он не пытается грести, спастись. Он смирился и засыпает.

Равнодушной манной крупой опускается ранний снег на его лицо, путается в шерсти и мехе одежды. Не могу определить, кто этот человек — может, ненец, а может, он из народа ханты или манси. Даже по серой, припорошенной снегом одежде не узнать.

… Я описываю одну из картин, которая прошла отбор на масштабную выставку «Урал XI», которую сегодня монтируют в музее изобразительных искусств. Всего же там полторы тысячи полотен. Впрочем, отбор прошло большее количество произведений искусства, однако около полусотни пока пришлось отставить в сторону -не ясно, поместятся ли они.

Чтобы смонтировать экспозицию, занимающую полных три этажа, музей пришлось временно закрыть для посетителей. Поэтому выглядит он сегодня непривычно. Во-первых, как-то пустынно. Во-вторых, идет генеральная уборка: только что до блеска отмыли ступени, ведущие на второй этаж. Так, что пройтись по ним в мокрых после дождя ботинках даже неловко.

— Аккуратно переступайте пороги, они окрашены! — предупреждает нас с фотографом хранительница одного из залов на втором этаже. Переступаем. Вдоль стен зала либо на корточках сидят рабочие, покрывающие серой краской плинтусы. Кое-где стоят картины в рамах — уже в том порядке, в котором позднее окажутся на стенах.

— Левее на сантиметр, левее! -ответственный хранитель выставки Татьяна Сергейчук как раз работает на втором этаже, руководит несколькими рабочими, которые, прыгая со стремянки на стремянку, развешивают графику. Дело кропотливое, надо, чтобы все было ровно. Да еще приходится размещать картины в несколько рядов, если, конечно, формат позволяет. Для большой отчетной выставки, которую проводят раз в пять лет, пространства в залах не так уж много.

— Мы решили, что уж раз пришлось закрыть музей, то проведем заодно и небольшой косметический ремонт, — говорит Татьяна Александровна, делая небольшой перерыв в работе. — Но, конечно, больше всего хлопот с самим монтажом.

Около двух недель назад в музее собиралась экспозиционная комиссия, которая решала — где, что и в каком количестве следует размещать.

— Комиссию составили заслуженный художник РФ Александр Новик, наш музейный специалист Вера Субботина, художники Герман Травников из Кургана, Светлана Лихачева из Уфы, Василий Анциферов из Екатеринбурга и я, — рассказывает Татьяна Александровна. — Вместе решили, что первый этаж будет целиком отдан живописи, второй — графике и легкой пластике, третий — декоративно-прикладному и театрально-декорационному искусству. Если считать в процентном соотношении, получится, что живопись занимает на выставке примерно 40 процентов. Еще 30 — графика, ну и оставшиеся 30 процентов делят другие направления.

Катя Христозова

Татьяна Александровна называет экспозицию академической. Авангарда или абстракции здесь действительно очень мало, все больше портретов, пейзажей. Возможно, это отличительная черта уральских художников, многие из которых обучались в одних и тех же заведениях. Школа дает о себе знать. А может, просто выбор выставкома, который работал под руководством народного художника РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Николая Ивановича Боровского, пал именно на академические произведения искусства.

В любом случае, 27 сентября, в день открытия, мы найдем на выставке «Урал XI» полотна состоявшихся тюменских живописцев: Александра Новика, Юрия Юдина, Ольги Трофимовой, Михаила Гардубея, Александра Павлова и других. Экспозиция получается серьезной.

— Молодежь тоже прислала свои работы, — говорил Татьяна Сергейчук. — Но они не прошли отбора. Разве что молодые керамисты оказались в числе тех, кого хорошо оценил выставком. Зато после работы с экспозицией я могу сказать, в чем сильны авторы из разных городов. Например, рекомендую обратить внимание на живопись художников из Уфы, графику из Екатеринбурга.

К сожалению, на сегодняшних выставках совсем не бывает монументального искусства. Татьяна Александровна объясняет, что раньше, перед тем, как приняться за большую фреску, художник делал множество эскизов, которые можно было показать в музейном зале. Теперь же монументалисты предпочитают работать на компьютере, рисуя в графических редакторах, а это значит, что представлять на выставке «Урал» им по сути нечего.

… Еще с одного полотна в музее с холма на реку смотрит старушка. Приложила козырьком ладонь ко лбу. Ждет кого-то? Вокруг — приглушенная зелень и охра, и бесконечное небо.

И здесь я не могу разобраться: что же в ней такого хорошего, щемящего и родного, как в том, другом полотне, с замерзающим в лодке человеком? Почему встаешь перед ними, как вкопанный, и долго не можешь отойти?

***
фото: Человек в лодке — фоторепродукция картины;Ответственный хранитель выставки Татьяна Сергейчук.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта