Снимков много не бывает
Стоило мне оказаться в фойе третьего этажа театра драмы, как нахлынула ностальгия. Притом с театральным искусством никак не связанная.
Я помню, как почти три года назад фотокор «Тюменского курьера» Аня Пшеничникова по телефону бурно рассказывала мне о том, как снимала в городе Картахена, где она теперь живет, церковные праздники накануне Пасхи.
— Semana Santa, — говорила Аня.
— Это значит — Страстная неделя. Здесь очень красиво в эти дни. В большинстве испанских городов события разворачиваются на протяжении всей Страстной недели: начинаются в Вербное воскресенье, а заканчиваются непосредственно на Пасху. В это время на улицах можно увидеть костюмированные шествия, участники которых тащат так называемые «pasos». Это огромные платформы, на которых — статуи Христа или Богородицы. Еще показывают инсценировки разных религиозных событий. Многие «pasos» — настоящие произведения искусства, их заказывают местным мастерам и художникам…
Она рассказывала, а я пыталась все это представить. Даже не подумала тогда, что уехавшая жить в Испанию Пшеничникова когда-нибудь пришлет в родную Тюмень более полусотни снимков, большой цикл фотографий, который так и называется — «Semana Santa».
Но вот он здесь, этот цикл. И не только те кадры, которые были сделаны в 2011 году: Аня снимала предпасхальные праздники на протяжении трех лет, отбирала лучшие кадры. Ими и выставкой «Сердце Афона» сербского фотографа Хаджи Миодрага Миладиновича была открыта I международная декада фотографии в Тюмени.
— Все-таки Аня — наша, тюменская, — сказал на открытии выставки один из организаторов декады, член Союза фотохудожников России, председатель клуба «ФотоРегион» Игорь Ковалев. — Она — отличный фотограф, хотя после переезда в Испанию стала снимать меньше. Но камеру все равно не забросила.
С черно-белых снимков, сделанных в Картахене, смотрят как люди в повседневной одежде, так и те, что носят остроконечные капюшоны, которые называются «capirotes». Аня объясняла мне, что традиция надевать капюшоны уходит корнями в Средневековье. Тогда один из осужденных инквизицией Дон Самарра в знак раскаяния надел на голову точно такой же капюшон. Кроме того, на шествиях (и на фотографиях) можно увидеть римских солдат или рыцарей в доспехах. Существуют процессии, которые символизируют сцены из Ветхого Завета, на которых взрослые и дети шагают с пальмовыми листами. Даже духовенство, представителей местной власти и полиции можно в это время встретить в средневековых одеждах.
… В цикле работ Хаджи Миодрага Миладиновича ничего костюмированного нет. Хотя тематически две выставки, расположившиеся в театре драмы, перекликаются. Однако и видение темы, и ее прочтение у фотографов разные.
Миладинович показывает нам то, чего обычно люди не видят. А именно: жизнь монахов из монастырей горы Афон (Греция). Чужих в эти монастыри обычно не допускают, а женщин не пускают вовсе. То, что фотографу удалось получить разрешение не только на съемку, но и на проживание в монастыре, — само по себе почти чудо. Миладинович сделал более семи тысяч кадров, затем отобрал из них 300 — это полный цикл. В Тюмень, правда, привезли лишь более полусотни.
— Во-первых, и такое количество дает представление о работе Ми-ладиновича, — говорит Игорь Ковалев. — А во-вторых, мы постарались сделать так, чтобы его цикл числом кадров не задавил Анин цикл.
. Это лишь начало декады фотографии, которая продлится до 1 октября. Одной из ключевых, необычных для Тюмени станет совместная выставка турка Серканта Хекимджи и тюменки Светланы Ереминой «Другое лицо Стамбула». Это взгляд на город с двух сторон: стамбульский художник видит его «изнутри», тюменка -«снаружи», глазами иностранца, приезжего.
Другая знаковая выставка -«Полная версия» фотографа Валерия Левитина, на чьих снимках люди из «ящика» запечатлены в необычных ситуациях.
Конечно, будут рассказаны и местные истории. Например, после долгого перерыва в работе фотографа, Андрей Свинкин (в прошлом тоже фотокор «Тюменского курьера») представит выставку «Медвежий праздник». Еще в 1988 году он снимал одновременно и фотографии, и документальный фильм об этом хантыйском празднике, и с тех пор отснятых Андреем Николаевичем материалов никто не видел.
Идея «фотодекады» возникла год назад, когда решено было создавать в городе Дом фотографии.
— Мы делаем это для того, чтобы всколыхнуть творческую интеллигенцию Тюмени, — рассказывает Игорь Ковалев. — В городе нет фотографических выставок, а если есть — то эпизодические, любительские. Я считаю, что их нет потому, что нет системы.
Фотографы планируют создать систему. После завершения декады организовать в здании драм-театра продолжительные, масштабные выставки. Так что, если у вас нет возможности смотреть экспозиции, которые сегодня разбросаны по всему городу, то можно позже прийти в театр и увидеть все сразу.
***
фото: Один из снимков Анны Пшеничниковой 2011 года;Первые гости выставки рассматривают цикл «Сердце Афона»;На снимках — монахи.