Напиши себя сам
Старшеклассники 80-х зачитывались книгами по психологии человека Игоря Кона. Их сверстники десятилетием позже взяли на вооружение советы Дейла Карнеги. Нынешние подростки черпают сведения в Интернете…
Но и в прошлые годы, и сейчас, мне кажется, нет ничего интересней бесед с творческими людьми. В далеком пионерском детстве такие мероприятия называлсь: «встреча с интересным человеком». Но тогда свободомыслящих к подрастающему поколению не допускали — у нынешних подростков выбор больше.
На прошлой неделе в библиотеке семейного чтения имени Пушкина состоялась творческая встреча старшеклассников школ NN 43 и 92 с Леонидом Ивановым, доктором политических наук, журналистом и писателем — на тему «Психология человеческого поступка».
Зависит ли становление человека от конкретных жизненных обстоятельств? Или от него самого — от характера и силы воли? Какую роль играет в жизни человека случай — счастливый или не очень? Надо ли идти на поводу у судьбы или свернуть с предложенной дороги? Порой ответы на эти вопросы ищешь всю жизнь, но на пороге окончания школы они особенно остры.
— Когда мне было 15 лет, я и не предполагал, что буду называться писателем, — начал разговор со старшеклассниками Леонид Иванов. — Тогда я жил в далекой деревне, от нее до школы, в которой мы учились, было четыре километра. Приходилось вставать рано утром, брать ружье, зимой надевать лыжи — и вперед по глухому лесу. Ружье в этой экипировке было так же необходимо, как и ранец: к деревне нередко близко подходили волки.
Развлечений у нас в те времена было немного — не было не то что Интернета, но нередко и электричества. Зато в деревенском сельсовете была богатая библиотека. Книги меня и «испортили». Еще в седьмом классе я начал сочинять. Писал не стихи, а маленькие рассказы. Хотя особенно-то заниматься этим было некогда. Отец у меня умер, и в 15 лет пришлось работать. После восьмого класса пошел в бригаду сплавщиков леса. Заработал неплохие деньги, почувствовал рабочую вольницу и не захотел в девятый класс. Стыдно как-то было возвращаться в класс, садиться за школьную парту. Ведь за каникулы я вымахал и стал самым высоким в школе.
В это время к нам в село, которое располагалось на границе с Финляндией, приехал корреспондент Виктор Фофанов. Остановился у нас. Деревенские считали, что мы — единственные в округе живем по-европейски — каждому гостю предлагаем столовый прибор, а не едим за столом из одной тарелки. Виктор посмотрел мои рассказы и предложил их взять с собой в город, показать в редакции. Я согласился, мне было не жалко, — бери, еще напишу.
Через неделю рассказы опубликовали в районной газете. А еще через месяц главный редактор уговорил мать отпустить меня в город работать корреспондентом. Так с 8-ю классами образования я стал литературным сотрудником «районки».
— И что, школу так и не окончили? — спросил какой-то мальчишка из зала.
— Окончил. Благодаря. несчастному случаю. Сломал ногу. И мне предложили сдать экзамены за 9-10 класс экстерном. Сдал, хотя как уж я там выучил химию и геометрию за три дня. А потом уже закончил заочно отделение журналистики, работал собственным корреспондентом газеты «Труд», на телевидении.
— А что надо читать, чтобы стать писателем? — выкрикнул кто-то с задних рядов.
— Простой рецепт — читать хорошие книги, — ответил Леонид Кириллович. — Беда большинства пишущих в том, что они много пишут, но мало читают.
Видимо, школьникам эта беда была понятной, и они стали задавать один вопрос за другим: «А вы никогда не стеснялись своих произведений? А посвящали ли их своей жене и детям? А как относитесь к комплиментам? А где берете сюжеты?.. А как находите главных героев?.. »
Но самым интересным, по мнению писателя, оказался вопрос, заданный Олегом Налобиным из школы N 43. Восьмиклассник спросил: «А правда, что герой — это тот, кто сам творит свою судьбу?»
— Книги всегда ценны своими героями, — ответил автор. — И на самом деле таких героев вокруг нас много. Оглянитесь вокруг — и вы их увидите. А может, и вы тоже — такие герои…
***
фото: Леонид Иванов;Школьники на встрече.