X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Урал XI» — повод полюбить искусство

В серьезный разговор об изобразительном искусстве превратилась пресс-конференция, посвященная открытию в музее ИЗО выставки «Урал XI».

Журналистам не так уж часто выпадает возможность обстоятельно расспросить о положении дел в сфере скульптуры и живописи человека, который видит ситуацию целиком. В данном случае — председателя Союза художников России Андрея Ковальчука.

… Газета «Тюменский курьер» — одно из печатных изданий, которые пристально следят за жизнью и творчеством тюменских живописцев. От них мы часто слышим о непростой жизни художников, об отсутствии внимания к их работе со стороны общественности. Но это взгляд изнутри. Андрей Ковальчук предложил журналистам взгляд специалиста.

Ковальчук, который в течение нескольких последних месяцев ездит по регионам страны и участвует в открытии больших экспозиций, сразу сказал, что настоящее искусство меняется очень медленно. Например, резких отличий между выставками «Урал X», что пять лет назад состоялась в Челябинске, и нынешней «Урал XI» в Тюмени, нет. Ни жанровых, ни сюжетных.

— Это нормально, если в стране не произошло сильного социального всплеска, как, например, в 1917 году. Художники пишут то, что им самим интересно, — сказал Андрей Николаевич. — Именно это вы и увидите.

Хотя Ковальчук сам в тот момент еще не видел работ, представленных на выставке «Урал XI», но уже знал наверняка, о чем говорит. Он возглавил комиссию, которая отбирает в Тюмени все достойное внимания для выставки «Россия», которая состоится в 2014 году и соберет около трех тысяч произведений искусства со всей страны.

Ковальчук говорит, что Россия остается мировым лидером в академическом, классическом искусстве.

— Вы знаете о том, что бурно развивающийся Китай сегодня приглашает наших педагогов по живописи? Китайцы предпочитают классическому искусству обучаться у наших преподавателей, а современному — у европейских, — рассказывает Ковальчук.

Если в западных странах 70-80 процентов занимает актуальное искусство, то у нас соотношение -обратно: «актуальное творчество» не играет решающей роли в художественной жизни и практически не дает звезд мирового масштаба.

Возможно, зная все это, выставком отбирал для экспозиции «Урала XI» именно искусство классическое. Тем более что Союз художников России и его региональные отделения придерживаются традиционного направления: важны качество, профессионализм, образность. Эксперименты профессиональных, а чаще непрофессиональных художников, не попадают на выставки.

— Однако для них есть другие площадки, — сообщил Андрей Николаевич. — В Москве это центр современного искусства «Винзавод».

Правда, если уж говорить начистоту, то в столице молодым и непрофессиональным художникам все же живется проще, чем на периферии. Москва — средоточение всевозможных галерей и выставочных залов. В Тюмени же, по словам председателя тюменского регионального отделения Союза художников России Александра Новика, галерей как таковых нет. Есть салоны, которые специализируются на продаже лубочного искусства. Нести туда свои полотна профессиональным художникам зачастую просто неприятно.

Поэтому наши живописцы предпочитают писать либо на заказ, либо просто по велению сердца -в надежде, что немногочисленным ценителям искусства понравятся их полотна. Но в любом случае, выбирают средний размер холста.

— В последние годы стало мало крупных произведений, многофигурных, трудоемких картин, потому что работа над ними требует много времени, к тому же никто их не заказывает, непонятно, где их выставлять, где хранить. Художники выбирают те формы, которые можно продать, — сказал Андрей Ковальчук.

Он говорит, что государство поддерживает художественное образование, но практически не дает заказов. Арт-рынок является одним из условий выживания художника, а в России он слабо развит.

Катя Христозова

— Его развитие связано с общим благосостоянием и культурным уровнем страны. С такими немаловажными деталями, как, например, налогообложение: продав картину, художник должен уплатить налог, а покупатель зачастую не хочет афишировать покупку и сумму сделки. Плюс существует проблема вывоза произведений искусства за границу.

Примеры развития арт-рынка есть, даже далеко от Тюмени ходить не надо.

Екатеринбургский график Сергей Айнутдинов рассказал о галерее в своем городе, владелец которой организовал современно оборудованное выставочное пространство для классики на площади 700 квадратных метров и планирует открыть вторую галерею площадью 400 кв. м для актуального искусства. Он покупает работы местных авторов, выставляет и продает их, становясь посредником между обществом и художниками.

В Тюмени подобного пока не происходит. Александр Новик сетует на то, что нет в нашем городе бизнесменов, которые хотят вкладывать деньги в искусство.

Андрей Ковальчук акцентирует внимание на том, что выставка «Урал XI» — это повод для любого человека прийти в музей, посмотреть на экспонаты и, возможно, начать их коллекционировать. Начать с малого, не очень дорогого.

— На выставке собран цвет профессионального искусства Урала, — добавил наш собеседник. — Здесь нет заоблачных цен. К тому же, покупатель не прогадает в любом случае, потому что это вложение в профессионализм, а он точно не будет терять в цене.

***
фото: К Андрею Ковальчуку у журналистов нашлась масса вопросов, и отвечать на них пришлось более часа;Среди первых посетителей были не только художники и работники театров, но и тюменские семьи.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта