Настоящее и будущее железных дорог
9 октября в Москве Владимир Якунин встретился с региональными журналистами. Около ста человек (в их числе и корреспондент «Тюменского курьера») — от Калининграда до Дальнего Востока -приехали, чтобы задать вопросы главе РЖД.
Пресс-конференция стала одним из блоков большого съезда, посвященного перспективам развития железных дорог, и длилась почти на полчаса дольше отведенного времени. Но все равно Владимир Иванович не успел ответить на множество вопросов.
Спрашивали о модернизации отрасли; о необходимости обновления подвижного состава; о развитии скоростного и высокоскоростного движения в пассажирских и грузовых перевозках…
Глава РЖД остановился на двух проектах, один из которых касается Сибири — это предстоящая реконструкция БАМа и Транссиба. В частности, будут «расшиты» узкие участки дорог, повышена их грузопроходимость.
Одна из актуальных проблем для Тюменской области и для многих других регионов страны — пригородные перевозки: урезание субсидий из областного бюджета и сокращение количества электропоездов. Владимир Якунин дал понять, что позиция РЖД в этом вопросе остается неизменной:
— Практика показывает, что пригородные перевозки — убыточны. Мы делаем все, чтобы не отменять пригородные поезда. Но надо, чтобы субъекты проявляли сознательность и вкладывали средства в развитие этой сферы.
В ходе обсуждения поступило предложение журналистов решить проблему путем объединения региональных перевозчиков в «Федеральную пригородную компанию».
— Эту идею уже высказывали мои коллеги. Конечно, можно к ней вернуться, но я не вижу в этом смысла. Сколько не перекладывай в корзине три яблока, их все равно будет три, — ответил Якунин.
Есть проблемы и в поездах дальнего следования. Вагоны в том состоянии, что щели в окнах пассажирам приходится затыкать ватными дисками, и качество обслуживания — оставляющее желать лучшего. Каждый сидящий в зале смог бы назвать с десяток неприятных примеров.
— Есть проблемы с пассажирскими перевозками. Они в России всегда финансировались по остаточному принципу, как культура, -не стал спорить с критикой глава РЖД. — Хотя, создание «Федеральной пассажирской компании», системная работа с правительством, вложение субсидий позволили и вагоны новые покупать, и поезда новые запускать. На общем фоне ориентация на потребности клиента здесь есть. Иногда мы получаем гневные заявления о том, какие мы бесстыжие. Что у нас в поездах в переходах, извините, мочой пахнет. А вы объясните, откуда она там берется? Тем не менее, то, что мы налаживаем производство «Ласточек», что «Трансмашхолдинг» делает новые поезда, вселяет уверенность, что в этой сфере уровень и качество обслуживания мы будем повышать. Может быть, неслучайно именно в прошлом месяце я получил информацию по обращениям граждан, в которой число критики за аналогичный период прошлого года сократилось на 20 процентов.
На первом плане в сфере пассажирских перевозок — развитие скоростных и высокоскоростных линий. К 2025-му году их протяженность в стране должна составить полторы тысячи километров. Предполагается, что это повысит мобильность населения и даст новый толчок развитию промышленности.
Появятся и выделенные пассажирские линии. Пилотный проект — «Москва-Казань-Екатеринбург» уже утвержден. В 2014 году, когда завершатся масштабные стройки на сочинском направлении, РЖД приступит к его реализации. Проектный срок окончания строительства — 2018-й год.
— Развитие скоростного и высокоскоростного движения до сих пор кому-то кажется дорогостоящим и никому не нужным, — высказался по этому поводу Владимир Якунин.
— Но такое движение необходимо не РЖД, а людям. Есть математические модели, которые показывают, что если в радиусе двухсот километров от города возникает высокоскоростное движение, то уровень благосостояния его жителей повышается на 15 процентов — из-за того, что люди могут выбирать, где им работать.
От столь далекой перспективы -2018-го года — разговор вернулся к более жизненным вопросам.
— Что произойдет в следующем году с тарифами?
— Принято решение о заморозке тарифов естественных монополий. Однако если заморозка идет не на уровне инфляции, реально ли снижение тарифов? В этой ситуации режем по капремонту, эксплуатационным расходам. Пытаемся поддержать сохранение инвестиционной программы.
Прозвучал вопрос и о том, как президент РЖД относится к передаче железных дорог в частные руки.
— Мы возражаем против коммерциализации. Потому что есть отрасли, из которых невозможно государству уйти. Как невозможно представить соревнования частных перевозчиков в метро или соревнования докторов во время операции. Естественная монополия присутствует во многих важных сферах — почта, энергетика, железная дорога. К чему привела либеральная приватизация железных дорог в Великобритании, всем хорошо известно — две тяжелейших аварии с большим количеством человеческих жертв и полная деградация отрасли. На сегодня Великобритания по развитию железнодорожных перевозок проигрывает Европе на сорок процентов. Поэтому мы считаем, что эта отрасль должна быть государственной.
… Количество пассажиров на железных дорогах сокращается. Люди все чаще выбирают самолет. Но как бы то ни было, поезда остаются одним из самых безопасных и экологичных видов транспорта. Удастся ли РЖД вернуть пассажира? Стратегия до 2030 года, предполагающая развитие высокоскоростного движения, обновление подвижного состава и повышение уровня сервиса, выглядит ориентированной на человека.
***
фото: Тюменский вокзал — пока без скоростных поездов.