X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Такая красота не спасет мир

Скандал вокруг детского конкурса красоты, проведенного в Тюмени, вышел на всероссийский уровень сюжет о нем показали по Первому каналу. Никакого криминала там не было, просто девочки-участницы вели себя совсем не по-детски.

Телевизионный сюжет стал поводом для проведения вчера дискуссионной площадки: «Детские конкурсы красоты: за и против», организованной по инициативе уполномоченной по правам ребенка в Тюменской области Галины Калюжной совместно с региональной комиссией по делам несовершеннолетних. На встречу пригласили психологов, представителей законодательной власти, различных общественных, религиозных организаций, многодетных семей, медиков, ученых.

Причем, в самом начале «круглого стола» Галина Калюжная подчеркнула: цель этого собрания не осудить, а услышать разные точки зрения. Правда, сторона, которая должна была в любом случае защищаться — организатор конкурса, модельное агентство «Имидж», — от участия в дискуссии решила отказаться: их представители не пришли.

Потеряла ли дискуссия из-за этого остроту? Возможно, агрессивности или скандальности в ней при другом соотношении сил было бы больше, но вряд ли именно эти характеристики способствуют тому, чтобы в споре родилась истина. Истина, как картина на холсте художника, рождается из сочетания разных красок. Но умеющий рассуждать и анализировать все равно увидит суть — и под слоем мрачных оттенков, и под пеленой пастельных тонов.

— Иногда мне кажется, что в нашем мире перевернулись ценности, — открыла дискуссию Наталья Малярчук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин ТюмГУ. — Что стали мы называть самым-самым? Почему красота детства теперь измеряется только внешними показателями -умением вовремя натянуто улыбаться, двигаться так, как хотят взрослые, и носить то, что им нравится? Детский возраст — не для конкурсов красоты, он — для развития, для того, чтобы ребенок укреплял нравственное, физическое и психическое здоровье.

— Медицина констатирует, что за последние 20 лет психические расстройства у детей выросли в 20 раз, — продолжила Татьяна Раева, заведующая кафедрой психиатрии Тюменской медакадемии. — И тому есть несколько факторов: генетический, экологический и социальный. Взрослые часто ориентируют ребенка на внешние атрибуты успешности, полагая, что так они застрахуют его будущее. Но часто получается наоборот, заболевая физическим перфекционизмом, молодой человек сужает кругозор, ограничивает поле приложения своих способностей, лишает себя свободы самовыражения. Вместо того, чтобы быть уникальным, он учится шагать в ногу и быть таким, как скажут.

— А мне кажется, что во всем и всегда надо искать здравую основу, — не стала развивать мысль предыдущих участников многодетная мама Марина Завадская. -Мне тема красоты близка, ведь у меня семь дочерей. И я понимаю родителей, которые стремятся отправить свое чадо на конкурс. Всем и всегда хочется, чтобы красоты в мире было больше, и это нормально. Родители стремятся к тому, чтобы ребенок умел держать себя на публике, умел показать себя с лучшей стороны, чтобы девочки научились женственности. И это тоже нормально. Вот только для достижения этих целей используют не те методы. Надо учить детей быть разными, а малышей подгоняют под стереотип, навязывают им манеры взрослого мира. Такая красота и такое однообразие вряд ли спасут мир.

— От стремления к внешним атрибутам успешности современной цивилизации не уйти, и запретить конкурсы красоты нельзя, — считает Кирилл Галлеев, заместитель председателя ассоциации управляющих советами школ. — Запретное всегда вырывается наружу. Лучше уж найти форму, в которой детские конкурсы не будут проводиться под копирку взрослых.

— Потребности детей в шоу, празднике, блестках, конечно, не отменить, — развила тему Юлия Лукашенок, психолог центра «Мария», — но лучше далеко от Нового года не отходить. И стремиться к тому, чтобы на праздниках дети не чувствовали такого тотального внутреннего одиночества и незащищенности, как на конкурсах красоты. Стандарты меняются, но последствия неверных шагов остаются прежними.

— А я не вижу ничего страшного в том, чтобы такие конкурсы запретить, — был категоричен Андрей Добрынин, председатель областного родительского комитета.

— И примеры такие есть в России и в мире. Во Франции, например, запретили в них участвовать детям до 16 и ввели уголовное наказание за нарушение. С инициативой ввести такой запрет обратился к парламенту республики Союз мусульман Казахстана. В Осетии такое решение уже принято. А в Краснодарском крае депутаты утвердили закон о недопустимости привлечения детей к конкурсам красоты. И в Тюменской области нам надо принять такой закон!

— А на мой взгляд, проблема лежит намного глубже, — отметил Константин Шестаков, председатель общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей». — Проблема в выхолащивании традиционной культуры. Дело даже не в забвении фольклорных обрядов и праздников. В традиционной культуре заложен опыт выживания народов, а сейчас мы эти корни обрубаем. Поэтому не стоит бояться запретов, порой только они могут спасти. Как минимум, надо законодательно ограничить возраст участниц конкурсов.

— Гламурная псевдокультура, действительно, подменяет понятия красоты, — поддержала Александра Кудрявцева, директор фонда «Отчий дом». — И если культивировать сорняки, то в скором времени они задушат здоровые ростки пшеницы. С чем мы останемся?

… Возможно, высказанные точки зрения и не были дискуссией, они, скорее, заставляли взглянуть на эту банальную тему совсем не банально — шире, глубже, разносторонней. Никто не был агрессивен, никто не кричал: «Ату их!», но общий вывод был единодушен: красивая картинка может разрушить детскую душу. Время этого «полураспада» может быть затянуто на годы и проявиться, когда уже ничего нельзя будет изменить. А пока изменить еще можно. Хотя бы правила и возраст участия детей в таких конкурсах.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта