X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Раскрыта еще одна тайна войны

В книге «Возвращенные имена» на странице 142 -двадцать одна фамилия. Ребята из Викуловского района, почти все 1923 года рождения, призванные в декабре 1941 года в стрелковую дивизию. Перед самым выездом на фронт она получила номер 229-й СД.

Домой вернулись четверо с этой страницы. Один — Козлов Михаил Тарасович в декабре 1942 года убит под г. Сычевка Смоленской области. О восьмерых — нет никаких данных. Еще восемь числятся пропавшими без вести.

Эту колонку я озаглавил: «Раскрыта еще одна тайна войны». Хотя речь идет не о трагических событиях октября 1941 года в Москве, не о подробностях договора Молотова-Риббентропа, не о секретном донесении Николая Кузнецова о планах немецкого наступления на Курск… Как говорится, ничего глобального, судьбоносного. Тем не менее, готов утверждать, что многотысячные списки без вести пропавших советских солдат и есть самая главная тайна войны. И когда удается в засыпанной взрывом, стертой талыми снегами и дождями, запаханной тракторным плугом воронке или стрелковой ячейке обнаружить и идентифицировать останки только одного солдата, то мы вправе говорить, что еще одной тайной прошедшей войны стало меньше.

Сегодня мы можем это сказать.

… В начале этой недели поисковый отряд «Обелиск» из Суровикинского района Волгоградской области продолжал раскопки на брошенном совхозном поле в пятнадцати-двадцати километрах восточнее райцентра Суровикино. По прежним поискам, рассказал вчера по телефону командир «Обелиска» Валерий Чувилев, знали, что именно здесь в конце июля 1942 года держал оборону 811-й стрелковый полк 229-й СД.

В этот раз удалось обнаружить две пулеметные ячейки и окоп. Из раскопанных ячеек извлекли останки восьмерых бойцов и два пулемета — станковый «максим» и ручной пулемет Дегтярева.

— Судя по всему, — рассказывает Чувилев, — целое отделение попало под минометный обстрел. Осколками перебиты все кости, пробиты каски, повреждено снаряжение. Но удалось найти восемь «смертных» медальонов. Большинство из них были плохо закручены, вода разрушила записки или сделала их нечитаемыми. Но два текста удалось прочитать.

Один медальон принадлежал бойцу Сажину, призванному Печорским РВК Республики Коми (как известно, в мае-июне 1942 года 229-я дивизия оттуда получила пополнение). Второй красноармеец — наш земляк. Это Якубенко Петр Сафонович, уроженец деревни Спириха Скрипкинского сельсовета Викуловского района.

На 142-й странице книги «Возвращенные имена» о нем сказано: «пропал без вести в 1942 году». Информация получена из документов подворного обхода 1947 года. Там же мы прочитали имя матери не вернувшегося с войны солдата — Ефросинья Георгиевна.

А теперь мы можем сообщить, что рядовой 811 стрелкового полка (пулеметчик?) Петр Сафонович Якубенко не пропал без вести, а погиб в бою в июле (по мнению Валерия Чувилева, 25 или 26 июля) 1942 года.

Редактор викуловской районной газеты « Красная звезда» Светлана Антюхова, которой я передал информацию о находке, рассказала, что деревни Спириха уже нет. Последние жители выехали из нее в 1969 году в село Скрипкино. Ефросинья Георгиевна давно умерла. Но в Скрипкино живет семья племянника Петра Якубенко — это Вениамин Митрофанович Якубенко и его жена Надежда Константиновна.

Валерий Чувилев сказал, что останки Петра Якубенко и семи его товарищей планируется захоронить в мае 2014 года на братском кладбище на Калиновской горе. Там воздвигнут мемориал двум сражавшимся здесь в 1942 году дивизиям — 229-й и 147-й.

Впрочем, говорит Валерий Владимирович, есть случаи, когда родственники и земляки предпочитают упокоить солдата в родной земле.

***
фото: Памятник воинам 229-й дивизии на Калиновской горе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта