Талант — открывать скрытое
В школьных коридорах и классах сейчас тишина. Каникулы. А для преподавателей это время — повод обдумать новые проекты и планы.
У учителя начальных классов школы N 69 Людмилы Туровининой эта неделя — особенная. Она готовится подать документы на участие в городском конкурсе профессионального мастерства «Инновация. Индивидуальность. Интерес» — впервые за семь лет работы в начальных классах. И номинацию выбрала одну из самых сложных — работа с одаренными детьми.
Казалось бы, о какой одаренности идет речь, когда детям всего шесть-восемь лет? Первое время им в школе, как правило, нравится все — и русский, и математика, и рисование. Они во всем таланты и во многом еще неумехи… Людмила Михайловна уверена: чем раньше поверишь в одаренность ребенка, тем ярче она раскроется. Причем ставку надо делать не на одну «звездочку» в классе, а на каждого.
— В начальных классах одаренность надо выявлять, — считает Туровинина, — открывать то, что ни самим детям, ни их родителям еще не видно.
Конечно, уже на первых уроках учитель замечает, что кто-то из учеников точнее считает, кто-то аккуратней пишет, а кто-то быстрее всех решает задачки на смекалку. Но опираться лишь на верхушку «айсберга», по мнению учителя, недостаточно. Есть опасность вырастить специалиста, который «подобен флюсу», а еще — за очевидным не разглядеть другие, скрытые до времени таланты.
При всей информационной насыщенности и даже пресыщенности, детям сегодня не хватает и глубины знаний, и возможности от виртуальной жизни перейти к реальной. Сделать получаемые знания прикладными особенно важно для малышей: у них интерес к знаниям просыпается быстрее, если условия задачи можно потрогать, а решение увидеть своими глазами.
Поэтому, например, один из уроков математики Людмила Михайловна начала в… коридоре. Ученики изумленно смотрели, как она молча разбрасывала перед кабинетом бумажные квадратики. А потом они вместе их собирали, пересчитывали количество, вычисляли затраченное время…
Туровинина выстроила свой алгоритм раскрытия одаренности ребенка. Много читала, изучала опыт российских учителей. И решила принципиально изменить систему работы с учениками.
Она разбивает класс на шесть групп. В каждом «кластере» — по четыре человека, есть свой спикер, эксперт, докладчик и секретарь. Вместе они ищут, а потом защищают найденное решение.
— Мне кажется очень важным научить детей не только самостоятельному, творческому поиску (этого требуют и новые образовательные стандарты), но и умению отстаивать свою точку зрения, -говорит учитель.
На первых порах задачки, конечно, подбираются такие, чтобы дети в них не заблудились, а изложение собственной точки зрения не превращалось в дискуссию. В начальной школе без запинок объяснить, что ты сделал, — уже достижение. Тем более, когда в классах учатся дети не только с трудом пересказывающие, но и говорящие на русском языке. С этими реалиями современной школы тоже надо считаться.
— Вначале дети давали только односложные ответы, — вспоминает Людмила Михайловна, — а теперь все чаще — развернутые.
Пробуя себя в разных ролях, малыши открывают новые качества, учатся оценивать себя и других. Тот, кто вначале был в роли записывающего (секретаря), потом становился лидером группы. На обычном уроке он бы сидел тихо, как мышка, и никогда бы не узнал, что способен на большее.
Объективным показателем преображения становится изменение самооценки учеников. Малыши расширяют рамки привычных «могу — не могу». И оказывается, что могут они намного больше, чем предполагали взрослые.
Такие открытия, по наблюдению Людмилы Туровининой, расширяют кругозор ребенка и меняют его поведение. Желание учиться появляется даже у тех, кого раньше не могли усадить за уроки.
— Успеваемость в средних и старших классах и само желание учиться во многом зависят от того, что даст ребенку учитель начальных классов, — убеждена Людмила Туровинина. — Поэтому за три года мы стараемся сделать с детьми как можно больше открытий. В изучении школьных предметов и самих себя. Эти знания им обязательно пригодятся.
***
фото: Людмила Туровинина