X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Театр новых/старых фигур

Это довольно странное зрелище: зал театра кукол, заполненный взрослыми людьми. До того, как начнется спектакль «Женитьба», мне все время будет казаться, что зрители собрались не на премьеру, а на вручение каких-нибудь наград…

Потому что обычно в этом зале шумят дети. Впрочем, так было не всегда: лет 15 назад существовала практика вечерних показов и спектаклей для взрослых. «Женитьба» Николая Гоголя, третий вариант которой мы увидели 4 ноября, — одна из таких постановок. О том, что «Женитьба» будет в очередной раз восстановлена, стало известно в начале осени, когда кукольники Кузины вернулись в театр. Тогда планировалось пересмотреть старые декорации, оценить их состояние. Назначить на роли других актеров, потому что предыдущий состав, исполнявший «Женитьбу», почти полностью покинул театр. Словом, сыграть старое по-новому. К сожалению, я не видела двух предыдущих вариантов постановки, не с чем сравнивать. Но над ними так же, как сегодня, работали режиссер Сергей Кузин и художник Сергей Перепелкин. И, пожалуй, можно предположить, что к третьему разу они довели спектакль до того абсолюта, которого им хотелось.

«Женитьба» в театре кукол разыграна, как по нотам: классически, по-гоголевски. Никаких особенных ухищрений, ставка на оригинальное черно-белое оформление сцены, отсылающее нас к силуэтным картинкам начала XIX века. И еще — на саму игру актеров, которые одеты либо в черное, либо в белое. Они двигаются по сцене как те самые силуэты, напоминая графические картинки из книг.

Наблюдательные зрители, которые пришли в театр не просто посмеяться, и не жалеют времени для рефлексии над увиденным, скажут, что оформление сцены и костюмы наводят на мысль о втором смысле, казалось бы, незамысловатой комедии. Что история на самом деле печальна и нелепа, что персонажи в ней плоские, как те самые графические картинки, что их характеры клишированные.

Галя Безбородова

Впрочем, новый актерский состав спектакля настолько молод и обаятелен, что про клише как-то забываешь. Живой и улыбчивый Алексей Усов, который исполняет роль тяжелого на подъем тюфяка Подколесина, превращает свой персонаж в кого угодно, но только не в классического горе-жениха из гоголевской пьесы. Определенно не его типаж. Но, оказавшись словно не в своей тарелке, Алексей решает роль совершенно по-своему: его Подколесин похож, скорее, не на зажатого холостяка средних лет, а на непутевого молодчика, который не очень умеет общаться с женщинами, но именно этим и очарователен.

То же можно сказать о Юлии Графеевой, которой досталась роль Агафьи Тихоновны. Хрупкая и маленькая, она никак не связывается у меня с дородной купеческой дочерью, сколько бы ни пыталась она громко говорить и комично заламывать руки. Но есть в ней особая прелесть, которых не было в предыдущих Агафьях Тихоновнах — некая трогательная беззащитность перед строем женихов, приглашенным в дом свахой.

Кстати, о свахе. Зинаида Николаевна Береговая — одно из главных украшений старой/новой постановки. Старшее актерское поколение театра замечательно и аутентично вписалось в предложенные режиссером роли. Береговая — настоящий купидон в женском образе: и женихов нахвалит согласно тексту пьесы, и заголосит, где положено, и вообще принесет на сцену массу женского обаяния, которое в нелегком деле свахи играет не последнюю роль. «Обложенный подушкам» (потому что живот Яичницы надо было еще нарастить!) Юрий Федоров возглавляет группу женихов своей нарочитой представительностью и степенностью.

Парад женихов, оказавшихся на пороге Агафьи Тихоновны, вообще впечатляет. Похожий в своем головном уборе на Щелкунчика Жевакин (Вадим Еременко), застегнутый на все пуговицы, тушующийся и срывающийся на недворянскую суетливость Анучкин (Антон Нестеренко), держащийся за спинами остальных, стеснительный Подколесин… Плюсом к ним -неутомимый щеголь Кочкарев в исполнении Александра Ганичева, от напористости которого смущающаяся невеста то и дело прикрывается платочком.

«Женитьбу» тюменского театра кукол критики когда-то назвали «театром фигур». То, что труппа показала 4 ноября, можно назвать театром новых фигур.

***
фото: Агафья Тихоновна;Парад женихов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта