X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Как стать поэтом в наше время

Владислав Крапивин почти завершил переезд в Екатеринбург, но все же остался наставником учеников своей литературной мастерской. Прежде всего — в качестве составителя сборника.

Вчера в ТюмГУ на пятых «Крапивинских чтениях» молодые литераторы представили третий сборник стихотворений и рассказов «Сказки Другой стороны».

— Мы связываемся с Владиславом Петровичем по телефону и по электронной почте, — рассказывает слушатель мастерской Михаил Булатов. — Мы беседовали, и возникла идея приурочить все наши произведения к такому масштабному событию как конец света. Ученики получили тематические литературные задания, писали в течение года…

На презентации сборника некоторые авторы читали свои произведения. Владимир Фурсов поразил публику эксцентричностью -подкреплял стихотворные строки широкими шагами и жестами. И Маргарита Чекунова прочла несколько стихотворений очень эмоционально и захватывающе, несмотря на то, что стояла за кафедрой. На что обратила внимание преподаватель ТюмГУ Наталья Рогачева: читатель не всегда имеет возможность познакомиться с личностью автора — услышать его неповторимую интонацию, заразиться энергией и вдохновением. «Крапивинские чтения» снимают этот вопрос. Но…

— Мастерской не хватает критика, — считает Наталья Александровна. — Нужен не только профессиональный писатель, но и опытный читатель, который мог бы оценить произведение и передать аудитории впечатление об авторе и о произведении.

В качестве критиков на чтения были приглашены студенты-филологи. Ксения Куимчиде изучала стихотворения «Сон» Маргариты Чекуновой и «Бесноватая» Марии Цыганковой. Студентка отметила, что главный мотив этих произведений — карнавал.

— В карнавале люди, скрытые под масками, проявляют истинную сущность, все спрятанные в шкафу скелеты выносятся на общее обозрение, — говорит Ксения. -Маргарита описывает карнавал как череду иллюзий, у Марии карнавал — это размытое пространство, где стираются границы человеческих личностей. Герои этих стихотворений желают сбежать из такой реальности, стремятся очиститься от пошлости и низости толпы — это свойственно романтической литературе.

Стихотворение Маргариты Чекуновой «Старинное» прочитала и оценила Надежда Сычева.

— Герой этого произведения — всадник. Он чувствует себя одиноким и пытается найти свое место в жизни, — говорит Надежда. — Романтическая тема присуща литературе прошлого, но Маргарита иначе раскрыла ее — видны элементы молодежной поэзии.

Мария Цыганкова в стихотворении «Третья Америка» использовала любовный сюжет Бонни и Клайда.

— Этот сюжет активно используется в массовой культуре, — говорит ее «критик» Мария Монастырева, — автор положительно относится к героям, я придерживаюсь иной точки зрения. В первую очередь меня заинтересовала форма — взять хотя бы необычные рифмы «Америки-прерией», «Клайда-Клондайка».

Наталья Рогачева отметила общую черту сборника.

— В нем классический слог перемешивается с современными реалиями, — говорит она, — я думаю, что у читателя это вызовет любопытство и подогреет интерес к современной литературе.

Галя Безбородова

Творчество Маргариты Чекуновой отметили дипломом за мастерство стилизации — она сумела выразить себя, опираясь на классические сюжеты и литературные традиции, одновременно добавив свои неповторимые настроения.

— Сложно растить в себе поэтический талант — современный мир подавляет его, — рассуждает Маргарита. — Как стать поэтом в обыденной жизни?.. Сегодня я получила живой отклик о своем творчестве, меня оценили, заметили. Когда я была еще абитуриенткой, то хотела поступить на филолога, потому что одним из преподавателей был Владислав Крапивин. Я надеялась, что он оценит мое творчество и поможет двигаться в нужном направлении.

В итоге Маргарита осваивает сразу две специальности — филолога и журналиста. Девушка говорит, что молодежная поэзия вовсе не означает набор штампов и глупых душевных излияний. Это творчество молодых искателей, полных энергии. Несмотря на то, что большинство текстов Маргариты поэтические, ее ничуть не смущает общение в литературной мастерской с прозаиками.

— Прозаик точно понимает конструкцию текста, распознает, для чего он написан, — говорит Маргарита. — В мастерской мы приобретаем ценнейший опыт, когда разбираем наши творения. Я усваиваю замечания — стараюсь не зацикливаться на одном сюжете, чтобы лирический герой был разноплановым.

Михаил Булатов получил диплом за лучшее произведение в прозе, Наталья Рогачева отметила неповторимый авторский стиль и необычный замысел в «Сказках чердачного хлама».

— Когда человек пишет, он сочиняет маленькое чудо и, таким образом, заражает окружающих, — рассказывает Михаил. — Чудо — это дело рукотворное. Может быть, наши тексты побудят людей к созданию своих маленьких чудес. Читайте внимательно наши произведения, даже по нескольку раз!

В сборнике Михаил пишет о себе: «Я никогда не писал, чтобы прославиться, оставить след в истории, попасть в школьные учебники. Ничего подобного! Тем более я не пишу затем, чтобы сделать мир лучше, мне незачем притворяться добряком. Просто для меня это так же естественно, как дышать».

Будучи студентом отделения журналистики ТюмГУ, он заинтересовался мастерской Владислава Крапивина и позже стал одним из самых преданных учеников. Сейчас Михаил работает пиар-специалистом и ведет занятия в мастерской по субботам.

В литературной мастерской устраивают веч ера с гитарам и, смотрят фильмы в киноклубе -приобщаются к культуре разными способами. Владислав Крапивин контролирует творческий процесс издалека, а писатель Сергей Козлов по рекомендации основателя мастерской общается с учениками непосредственно. По понедельникам они разбирают литературные приемы классических авторов, чтобы узнать, что кроется в основе художественных миров. И пятые «Крапивинские чтения» показали — молодые авторы с успехом исследуют литературу. И с не меньшим успехом творят ее.

***
фото: Авторы Юлия Евстигнеева и Маргарита Чекунова;Михаил Булатов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта