X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Правила игры с мусором

В Тюменской области 23 мусорных полигона. Но даже там, где они построены на деньги областного бюджета, ситуация далека от идеала.

Обстановку на «мусорном фронте» Вячеслав Вахрин, заместитель губернатора Тюменской области, назвал нерадостной. Система сбора, размещения и утилизации твердых бытовых отходов в России в целом, в регионе и городе, в частности, вызывает серьезные нарекания.

В ТЕМНОМ МУСОРНОМ ЛЕСУ

Желающих заняться мусорным бизнесом немало. Да, есть разработанные проекты строительства мусороперерабатывающих, мусоросортировочных заводов. Есть и вложенные деньги, и даже частично введенные мощности. Но — дело не двигается. По-прежнему дело решают свалки, куда свозят примерно 70% всех твердых бытовых отходов.

Санкционированные свалки обеспечивают сбор и хранение мусора в упрощенном варианте, только чтобы в лесу или по дороге его не вываливали. Но и здесь параллельно с официальными весовыми пунктами и разработанными картами нередко появляются всевозможные будки, шлагбаумы и просто дырки в заборах как лазейки для организации нелегального бизнеса. Хотя и при такой неразберихе у этих свалок есть свой плюс. Территория огорожена, существует система экологического контроля почвы, воздуха и сточных вод.

На несанкционированных свалках всего этого нет. Но они — не просто оборотная сторона той же медали. Они — следствие той же системы, результат пробелов в законодательстве.

Все начинается со сбора мусора у населения. Для жителей многоквартирных домов это входит в перечень жилищных услуг, а плата взимается с квадратного метра. То есть одинокий обладатель квартиры в сто «квадратов» будет платить больше, чем большая семья, проживающая в «хрущевке». Логика тарифа здесь примерно такая же, как и за наличие лифта в доме. Может, она и несколько странная, но предсказуемая. Но на этом этапе вся предсказуемость системы заканчивается.

Дальше — темный лес. Возчики мусора получают от управляющих компаний и ТСЖ плату, которая зависит от… количества стоящих во дворе контейнеров. Предполагается, что каждый из них рассчитан на определенное наполнение. Вот только что накидают жители -кирпичи, бумагу или доски — норматив не берет во внимание.

Далее все это добро возчик везет на мусорный полигон. И происходит новое превращение. Мусор у него принимают не по объему, а по весу. Эта задачка не укладывается в правила математики, так как в одну формулу сводятся разнородные величины -килограммы и метры кубические. В их несопоставимости возчики находят множество путей для повышения рентабельности своего бизнеса, которая и так зашкаливает за 200 процентов. Самые алчные, не желая расставаться с деньгами (полигоны берут с возчиков плату), не довозят мусор до точки, а вываливают его, где придется.

— Да, морали в этом бизнесе не так много, как хотелось бы, — говорит Вячеслав Вахрин, — но дело не в этом. Сама модель неправильная. Не моральные, а экономические принципы должны заставлять предпринимателя действовать иначе.

Для того чтобы понять, какой должна быть новая система, депутаты областной Думы провели вчера выездное заседание комитета по экономической политике и природопользованию в комплексе весового контроля муниципального предприятия «Комтех» и на строительстве мусороперерабатывающего завода компании «Диамант групп-Тюмень».

Галя Безбородова

МУСОР — ТОВАР. НО ЧЕЙ?

Как это ни парадоксально звучит, но мусор должен кому-то принадлежать. И за эту собственность, как и за всякую другую, надо платить. Среди жильцов, конечно, найдется мало желающих считать мусор своей собственностью. Но платят-то именно они, а прибыль извлекают другие. Кроме того, кто-то должен платить и за рекультивацию полигонов, за негативное воздействие на окружающую среду. Если все это взять и «повесить» на жителей — тариф придется повышать чуть ли не в десять раз.

В региональном правительстве считают, что нужны новые правила игры, которые учитывали бы баланс интересов населения, предпринимателей и государства.

Международные модели регулирования, по мнению Вахрина, нам не подходят. Вопреки расхожему мнению, система раздельного сбора мусора, принятая на Западе, вовсе не результат моральных и этических норм. Скорее, это -экономическое давление и специально разработанные стимулы. Но не стоит уповать на то, что и у нас когда-нибудь появятся четыре ведра на кухне — наше население десятикратного повышения тарифов не выдержит. Выход один — сортировкой мусора должны заниматься на заводах, а на полигонах хоронить только остатки или «хвосты».

Согласно проведенным расчетам, Тюменской области требуется как минимум четыре мусороперерабатывающих завода и для Тюмени — две мусороперегрузочные станции. Работать в областном центре желающих будет, конечно, больше. Чтобы не было «драки» и «вкусовщины», предлагается составить единые лоты — как в работе общественного транспорта: к выгодным маршрутам в пристяжку даются социальные, дачные. Финансовая модель такой системы уже рассчитана, с банками достигнуто согласие финансировать проекты на условиях концессии или государственно-частного партнерства. Камнем преткновения является только отсутствие законодательной базы.

В Государственной Думе закон о государственно-частном партнерстве прошел пока только второе чтение. Депутаты областной Думы на этой неделе направили в Москву предложения об ускорении принятия этого закона — время не ждет. Полигоны перегружены, количество несанкционированных свалок растет. Надо думать и о наполнении бюджетов.

НЕ ПРЕВРАТИТЬ ЗАВОД В ПАМЯТНИК

Инвестиционный проект по строительству в областном центре мусороперерабатывающего завода был одобрен в 2009 году. Из всех вариантов лучшим признали предложение компании «Диамант групп-Тюмень». Но сроки строительства и выхода завода на проектную мощность затягиваются. Пока действует только та часть предприятия, которая предназначена для утилизации опасных бытовых отходов.

Галя Безбородова

С поставками этого сырья (медицинских отходов класса А, ртутьсодержащих отходов, всевозможных масел и т.д.) проблем нет -мало кто с ними хочет возиться. У «Диамант групп» есть печь высокотемпературного пиролиза. Недавно ввели в строй сушильный комплекс. Единственные в регионе получили лицензию на размещение и обезвреживание ртутьсодержащих отходов. Построили цех дезинфекции контейнеров из-под медицинских отходов… Но к строительству главного цеха так и не приступали. Хотя вложенные в завод инвестиционные (то есть не бюджетные, а частные) средства уже превысили 50 миллионов рублей. Все они взяты в банках под проценты. Как образно выразился Максим Воробьев, директор по развитию предприятия, заложено уже все — от квартиры до стиральной машины.

И все-таки эти риски и затраты меньше, чем могли бы быть, если б все-таки возвели основные корпуса, а производство простаивало бы из-за нехватки мусора. Потому что возчикам выгодней где-нибудь сваливать ТБО, чем продавать его на завод. До сих пор нет законодательной базы, которая заставит их действовать наоборот. В Европе, например, поступают просто — дают возчикам полную свободу: хочешь — вези на полигон, хочешь — на завод. Только утилизация на полигоне стоит в 10 раз дороже. У нас такого экономического рычага нет, а без него любой мусороперерабатывающий завод превратится в памятник.

Но западные экономические рычаги — нам не указ. У нас должны быть свои. Посильные для населения, понятные для предпринимателей, прозрачные для власти.

***
фото: Велижанский мусорный полигон;Максим Воробьев показывает как будет выглядеть будущий завод;Бочки с отработанным техническим маслом готовы к утилизации.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта