Гарантия жизни по-московски
Смерть близкого человека — всегда трагедия. А если ты еще находишься в чужой стране и не понимаешь языка, на котором говорят вокруг…
Долгожданный отпуск врач-гинеколог Людмила Пилипенко решила провести на море в обществе мамы — совместная поездка в Турцию, где так любят русских туристов, казалась чудесной возможностью расслабиться и пообщаться друг с другом. Тем более что пожилая мама, хоть и жила с одной почкой, чувствовала себя хорошо и не боялась ни воздушного перелета, ни акклиматизации.
Неделю мать и дочь радовались морю и солнцу в курортном городке Кемере, а потом случилась беда. Вот история, которую рассказала Людмила:
— Мама почувствовала себя плохо, и я вызвала скорую. Доктор приехал не на реанимобиле, а на легковом седане и отвез нас в клинику «Яшам» (Kemer Yasam Hastanesi). Когда на входе с нас попросили тридцать долларов за визит, стало понятно, что больница частная. Но в кемерском офисе российской страховой фирмы «ГУТА-Страхование» (там мы оформляли «паспорт туриста») заверили, что частная клиника лучше государственной — больше возможностей.
Вот только нормальной помощи там маме не оказали. Диагностировали острую пищевую токсическую инфекцию. Взяли кровь на анализ, поставили капельницу и все. Я говорила, что у нее не было мочеиспускания уже почти сутки, но на мои слова врачи не обратили внимания.
К ночи я не выдержала — разбудила дежурного врача и потребовала немедленных действий. Он пришел очень недовольный — в Турции доктора по ночам подходят к пациентам, только если те в реанимации. На ломаном русском он сказал что-то вроде: «Вот диван — ложись и спи. Не вмешивайся. А если не нравится — уходи». С утра пришла русскоязычная переводчица — у них это штатный специалист больницы — и помогла мне объясниться с директором клиники. После этого маме сделали УЗИ, но ничего не нашли, кроме скопления газов в брюшной полости.
Тогда было решено делать компьютерную томографию, и нас перевели в клинику этой же сети в Анталию (Antalya Yasam Hastanesi). Там маму положили в реанимацию, трижды делали гемодиализ, потому что почка перестала работать.
… Но болезнь близкого человека стала для Людмилы Пилипенко не единственным потрясением. Менеджер компании «ГУТА-Страхование» сообщил ей, что случай ее мамы — не страховой. И что платить за реанимацию (от двух с половиной до трех тысяч долларов за сутки) ей нужно самостоятельно. Таких денег у туристки с собой, конечно, не было, и она вылетела в Россию, заплатив врачам только тысячу шестьсот долларов. Думала, что дома сможет достать больше. Не понадобилось — уже в самолете ей сообщили, что мама умерла.
— Страховая фирма обещала, что возьмет на себя доставку тела в Россию. Но я боялась, что пока не заплачу деньги, больница его не отдаст. Так врачи шантажировали молодую женщину из Ростова, муж которой скончался в той же больнице. Ей пришлось отдать пять тысяч долларов, — говорит Людмила.
Была и еще одна проблема — в качестве причины смерти турецкие врачи указали «острую почечную и печеночную недостаточность», но Людмиле, как врачу, такой вердикт не давал покоя. Она обратилась к менеджеру из «ГУТА-Страхование» с просьбой о вскрытии.
— Менеджер в ответ промямлила, что «турецкая сторона наверняка так и поступит», — рассказывает туристка. — Но вскоре выяснилось, что турки не посчитали нужным проводить вскрытие. Более того, они исключили возможность провести его в России и все-таки выяснить причину смерти. У женщины из Ростова ситуация была точно такая же. Мне кажется, все это очень похоже на попытку скрыть тот факт, что мою маму лечили не от того, от чего она умерла. А заодно и на попытку отказаться от признания страхового случая. Ведь перед поездкой мы провели полное обследование, и все было в порядке, биохимические показатели в норме. Более того, мама прошла профилактическое лечение. Вот она -здоровая и счастливая, а через несколько дней.
Пытаясь найти правду, Людмила пригрозила менеджеру, что дойдет до руководства компании в Москве. На что получила ответ: «Не надо, мы здесь сами все решим». После этого тело ее матери было доставлено в Тюмень, а вопросы о деньгах, которые она должна больнице или страховой фирме, больше не возникали. Тем не менее, она обратилась в редакцию газеты «Тюменский курьер».
… Вот только разговаривать с журналистом сотрудники «ГУТА-Страхование» не захотели. В единственном на всю Тюмень филиале компании заверили, что занимаются только вопросами, связанными с «КАСКО» и «ОСАГО», и переадресовали все проблемы в Москву.
В головном офисе фирмы смогли лишь пояснить, что случай с обострением хронического заболевания — однозначно не страховой. Если застарелые болячки дают о себе знать, страховщики гарантируют только оплату экстренной помощи — чтобы клиент не умер на месте. А все остальное — за его счет. На вопрос о том, какие же проблемы со здоровьем тогда считаются страховым случаем, специалист отдела страхования выезжающих за рубеж сказала: «Ну, травмы. Порезы» и на том смущенно умолкла.
Никто из специалистов «ГУТА-Страхования», с которыми удалось связаться, не признал себя «достаточно компетентным, чтобы ответить, почему тело матери клиентки забальзамировали, вместо того чтобы вскрыть»? На просьбу дать номер телефона приемной директора, очередной диспетчер полушепотом воскликнула: «Вы что! Я же подписку давала!»
В итоге меня с моими претензиями отправили на интернет-сайт компании, пообещав, что письменный запрос рассмотрят именно те, кому положено, и на все вопросы ответят. Я же в этом сильно сомневаюсь.
И вывод могу сделать только один: выезжая за рубеж, оформляйте страховку в местных страховых компаниях, чтоб, если потребуется, было потом, кому предъявить претензии.
***
фото: Турция может быть не только приветливой.